Времена, когда ксеноновые фары относились к разряду недоступных суперновинок, канули в Лету. Нынче такие фары можно установить на любой автомобиль, даже отечественный. Чтобы выяснить, во сколько обходится ксеноновое удовольствие и какой эффект обеспечивает, мы модернизировали редакционную Opel Astra.
| | Времена, когда ксеноновые фары относились к разряду недоступных суперновинок, канули в Лету. Нынче такие фары можно установить на любой автомобиль, даже отечественный. Чтобы выяснить, во сколько обходится ксеноновое удовольствие и какой эффект обеспечивает, мы модернизировали редакционную Opel Astra. |
Украинский рынок автозапчастей предлагает широкий ассортимент ксеноновых принадлежностей, поэтому модернизировать светооптику не составляет труда, были бы деньги. Ксеноновый свет – удовольствие не из дешевых, поэтому мы подобрали комплект по наиболее доступной цене и только для ближнего света, в четырехфарную оптику. В двухфарной используется лампа специальной конструкции, которая перемещается электромагнитом при переключении ближнего света на дальний и наоборот. Газоразрядная дуга оказывается в тех же точках, где до того были нити накала галогенки. При этом полностью сохраняется требуемая конфигурация светового пучка (луча) фары. Из-за сложности конструкции стоит биксенон достаточно дорого – до 5000 грн.
Подобранный нами комплект для ближнего света стоит 1700 грн. Он включает в себя два российских блока розжига «Ксения» (по 580 грн. каждый), которые выпускает предприятие ВПК «Союз-96», и газоразрядные лампы корейского производства (по 270 грн.).
Даешь установку!
Модернизировать под ксенон фары головного света не так уж сложно – мы это поняли, пронаблюдав за данной операцией. Это можно сделать самостоятельно, но только при наличии навыков работы с автомобильным электрооборудованием. Самое важное при установке ксенонового света – разместить и закрепить блоки розжига. Особенно сложно это сделать в иномарках с плотной компоновкой моторного отсека. Мы установили один блок розжига на арке под коробом воздушного фильтра, а другой – рядом с аккумулятором.
Для подключения ламп в Astra пришлось дорабатывать штатный патрон (заметим, что модернизация нужна лишь для некоторых моделей авто). Штатную электропроводку обрезать не рекомендуется (вдруг ксеноновые лампы откажут), поэтому необходимо сделать следующее. Электропитание блока розжига берут, подключившись к проводу ближнего света, но не обрезая при этом его штатный электроразъем. В доработанный патрон штатная лампа уже не становилась, поэтому для таких авто, как наше, на случай выхода из строя ксенона желательно купить новые патроны и положить вместе с галогенками в бардачок – про запас.
В зависимости от автомобиля время установки ксеноновых фар может колебаться от 1 до 5 часов (в среднем – 2 часа). На стоимость услуги это практически не влияет – например, мы заплатили 150 грн., а средняя цена – 200 грн. По словам специалистов, в некоторых иномарках (но не у Astra) после установки ксенона приходится перепрограммировать бортовой компьютер, так как он выдает информацию о перегорании ламп. Вызвано это тем, что новая оптика потребляет всего по 35 Вт электрической мощности, а штатные лампы – по 60 Вт. Как раз снижение потребления электроэнергии и воспринимается ЭБУ как неисправность источников света.
Есть эффект!
После установки в первую очередь бросилось в глаза то, что свет приобрел голубоватый оттенок. Второй раз увидели разницу, когда машина выехала из мастерской. При ближнем свете посреди белого дня на асфальте было отчетливо видно световое пятно. «Галогенки» не дают днем такого эффекта. В сумерках преимущества ксенонового луча стали еще заметнее – трасса освещается гораздо лучше. А благодаря повышенной яркости отчетливее видны неровности дороги. И стала больше длина светового луча, что позволило увеличить площадь освещения.
Для того, чтобы объективно оценить работу оптики Astra со штатными галогенными лампами и газоразрядными ксеноновыми, мы провели сравнительные замеры дальности светового луча до и после установки ксенона. Для этого две ночи подряд в одно и то же время выезжали на загородную трассу. А поскольку форма пятна ближнего света несимметрична, препятствия располагали по линии продольной оси автомобиля (т. е. по его центру).
Степень видимости препятствия во многом зависит от его цвета, поэтому в ходе эксперимента использовали три экрана – белый, разноцветный и темно-зеленый (куртка пешехода). Дело в том, что цвет обуславливает способность поверхности поглощать определенное количество видимого света. Чем препятствие темнее, тем больше света оно поглощает, а чем светлее – тем больше отражает, поэтому обнаруживаются они на разных расстояниях. Граница видимости объектов определялась с рабочего места водителя. Результаты, естественно, отличались. Разница между расстояниями, с которых виден темный объект, минимальна – 14 м, а зона видимости белого увеличилась на 42 м.
Обнаружив столь существенный прирост зоны обзора, я понял, что раньше был неправ, когда называл безумцами водителей новых иномарок с ксеноновыми фарами, постоянно обгонявших меня на загородных трассах. Они видят дальше и могут рассчитывать на больший тормозной путь, поэтому им позволительно ехать с большей скоростью.
Если установили ксеноновые газоразрядные лампы, следует помнить о повышенных требованиях к регулировке фар. В новых иномарках с заводским ксеноном световым лучом управляет система динамической регулировки, которая учитывает загрузку автомобиля и неровности дороги. Поэтому может потребоваться более тщательная регулировка фар, особенно при загрузке. Это, пожалуй, единственный серьезный недостаток модернизации.
| Личный опыт | | Максим Моргунский Зам. главного редактора. Водительский стаж – 17 лет Конструкция штатных фар Opel Astra второго поколения весьма удачна, и на недостаток освещенности ее водителю грех жаловаться. Поэтому у меня были все основания не рассчитывать на существенное улучшение работы фар в результате оснащения их ксеноновыми лампами. Тем не менее, результаты модернизации превзошли ожидания. Освещенное пространство, по субъективным ощущениям, увеличилось вдвое – причем как вдаль, так и вширь. Последнее особо приятно в городе: теперь пешеход, мечтающий коварно выскочить под колеса, уже не притаится в тени придорожных кустов. К мелким недостаткам ксенона, таким как полусекундная задержка при включении и бледный, синеватый оттенок светового пучка, привыкаешь в течение одного дня. А самым приятным открытием стало то, что меня перестали слепить встречные автомобили. Но не потому, что их водители теперь вовремя выключают дальний, а потому, что на фоне повышенной яркости моего ближнего свет встречных машин стал казаться менее ярким. Чтобы не доставлять неудобств другим, я опустил фары при помощи штатного гидрокорректора. А дальним светом, который остался галогеновым, я теперь пользуюсь в основном днем для подачи сигналов. |
|
|
| Стоимость комплектующих для ксеноновых фар |
Торговая марка | Цена за шт., грн. | Блоки розжига | Hella (Германия) | 700 – 800 | «Ксения» (Россия) | 580 | Лампы | Philips (Германия) | 440 – 600 | Osram (Германия) | 440 – 600 | «Ксения» (Корея) | 270 |
|
| Граница видимости объектов, м |
Тип экрана | Галоген | Ксенон | Темный | 41 | 55 | Разноцветный | 59 | 85 | Белый | 114 | 156 |
|
| Интенсивность светового потока фар Astra |
Тип ламп | Цвет. темп*., °К | Галоген | 4000 | Ксенон | 5500 | *Цветовая температура – параметр, характеризующий интенсивность излучения какого-либо источника, в данном случае – светового потока |
|
| Плюсы и минусы ксенона |
| Лучшее освещение дороги | | Меньшее потребление электроэнергии | | Больший ресурс | | Повышенные требования к точности регулировки фар | | Большая стоимость | | Лампы и блоки редко встречаются в розничной сети |
|
Юрий Дацык
Фото Владислава Бойко
Редакция благодарит компанию Xenon.com.ua за помощь в подготовке материала