Айртон Сенна: Десять лет волшебства
Новые автомобили отечественного производства дорожают, цена иномарок не меняется.
Новые автомобили отечественного производства дорожают, цена иномарок не меняется |
Вот уже десять лет, как в «Формуле-1» нет волшебства – потому что нет Волшебника. Нынешние пилоты подобны роботам, четко и бездушно выполняющим свою работу. Однако когда-то все было иначе – гонщиков вело к победе сердце, а не разум, и на трассах творились чудеса. И в течение 10 лет, с 1984 по 1994, этой магией повелевал Айртон Сенна, «Бразильский Волшебник»…
Нельзя сказать, что путь Айртона на вершину был тернистым. Любящий отец сеньор да Сильва, большой поклонник автоспорта, был совладельцем компании по производству автозапчастей и верил, что именно автомобили помогут сыну реализовать свой потенциал. На свой десятый день рождения Айртон получил в подарок от отца настоящий 100-кубовый карт. А поскольку к участию в картинговых гонках в Бразилии допускались лица, достигшие тринадцати лет, Сенна начал тренироваться на местной трассе в парке Аньемби. Неуклюжий в обычной жизни, за рулем он становился сосредоточенным и спокойным.
| |
В 1972 году Эмерсон Фиттипальди стал первым бразильским чемпионом «Формулы-1», а в следующем он выиграл первый Гран-при Бразилии на трассе в Интерлагосе. И в этом же году на этой же трассе дебютировал Сенна – ему наконец-то исполнилось 13, и он смог участвовать в гонках на законных основаниях. Айртону противостояли лучшие местные пилоты, но он выиграл эту гонку. В 1977-м он победил в Южно-Американском чемпионате по картингу и повторил этот результат год спустя.
В 1981 году Сенна уехал в Англию, чтобы выступать в гонках Formula-Ford за команду Van Diemen, принадлежавшую Ральфу Фирману (да-да, именно тому Фирману, чей сын Ральф в прошлом году гонялся за Jordan). Он быстро освоился с болидами с 1600-кубовым двигателем. В своей дебютной гонке в Брэндс-Хэтч он занял восьмое место, а через неделю был третьим на трассе в Тракстоне. Но для продолжения карьеры ему нужны были спонсоры. Так как несколько бразильцев уже гонялись в более высоких «формулах», деньги найти не удалось. Расстроенный Айртон едва не объявил о своем уходе из гонок, в которых плохой пилот с кучей денег получал хорошую машину, а хороший пилот без средств практически не имел ни единого шанса. Но снова на помощь пришел отец – совместно с Бразильским Банком он выступил спонсором, благодаря чему в 1982 году Сенна выиграл 22 гонки и чемпионат Formula-Ford.
| |
Следующей остановкой должна была стать «Формула-3», последняя ступень перед «Ф-1». Британский чемпионат «Ф-3» состоял из 20 этапов и представлял собой прекрасное испытание для пилота и его машины. Фаворитами были двое – Айртон Сенна и подающий надежды британец Мартин Брандл. Сенна сразу одержал девять побед подряд, а потом попал в серьезную аварию во время тренировки перед гонкой, которую выиграл Брандл. С этого момента серия стала настоящим противостоянием этих пилотов. В итоге на знаменитом Гран-при Макао, где собирались пилоты всех национальных серий, Айртон вновь победил, после чего им всерьез начали интересоваться многие команды «Формулы-1». Будущий чемпион хотел выступать за Brabham, однако начинать ему пришлось в команде Toleman (впоследствии Benetton), которая в ту пору была безусловным аутсайдером.
Сенна дебютировал в «Ф-1» в 1984 году у себя на родине. Машина была откровенно слаба, однако даже на ней он умудрился приехать вторым на Гран-при Монако, впоследствии ставшей его любимой трассой. Гонка проходила в дождь, и, возможно, это сыграло Айртону на руку: с трассы сошли ехавшие перед ним Мэнселл и Лауда, и Сенна на Toleman стал ближайшим преследователем лидировавшего Проста. На 20-м круге отрыв между ними составлял 33 секунды, а к 31-му сократился всего до семи секунд! Из-за сильного ливня в конце 31-го круга гонка была остановлена, и Сенна не смог одержать свою первую победу. Но именно Монако-84 стал первым в ряду Гран-при, которые принесли Айртону титул «человек дождя».
| |
Тем не менее девятое место в чемпионате не устраивало амбициозного бразильца. В следующем году он гоняется уже за рулем Lotus, который выглядит гораздо сильнее. Но два четвертых места в чемпионатах 1985 и 1986 годов и третье в чемпионате-87 – не для него. И Айртон принимает решение перейти в McLaren. Как ни странно, Ален Прост, уже тогда бывший двукратным чемпионом мира и бесспорным «первым номером» команды, только приветствовал своего нового партнера, не пытаясь препятствовать приходу Сенны. Впервые у Айртона появилась действительно стоящая машина, и он выиграл 8 гонок, завоевав свой первый титул.
Однако на следующий год чемпионом стал Ален Прост – и как была добыта эта победа! Предпоследняя гонка сезона проходила в Японии, и это был последний шанс для Сенны стать чемпионом мира в 1989 году. Он выиграл поул, но проиграл старт и всю гонку пытался вернуть себе лидерство. На 47-м круге Айртон приблизился к Алену на дистанцию атаки, но Прост в решающий момент «захлопнул калитку» и вытолкнул Сенну с трассы. Несмотря на то, что бразилец смог вернуться в гонку, победа и титул чемпиона достались его «злейшему другу» Алену.
| |
Естественно, после этого они не могли оставаться в одной команде. Прост ушел в Ferrari, а Сенна остался в McLaren, где его новым партнером стал Герхард Бергер. Они стали настоящими друзьями, часто отдыхали вместе – то у Айртона в Бразилии, то у Герхарда на яхте в Сардинии. И по сей день в «Формуле-1» ходят легенды о розыгрышах, которые они устраивали друг другу (особенно популярна история о фотографии обнаженной женщины, вклеенной Бергером в паспорт Сенны). А Прост… Что ж, Айртон отомстил. Ровно через год, тоже в Японии, на «Сузуке». В первом же повороте Сенна вытолкнул Ferrari Проста с трассы и стал чемпионом мира – почти копия событий годичной давности, только с точностью до наоборот. По его собственному признанию, Айртон решил судьбу этой гонки еще накануне ночью…
Следующий, 1991-й год снова оказался для Сенны чемпионским. И это было уже выдающимся достижением: три титула за четыре года! Мало того, он стал действительно кумиром миллионов – в основном благодаря своей отчаянной манере пилотирования и, естественно, бесподобной езде в дождь. Именно эти качества и позволяли ему бороться на равных с конкурентами в последующие годы – в 92-м и 93-м. McLaren уже практически сдал свои позиции, на первых ролях тогда был Williams, за который в 92-м выступали Мэнселл и Патрезе, а годом позже – Прост и Хилл. Сенна творил чудеса, совершал невозможное – например, на Гран-при Европы-93 он в течение одного, первого круга прорвался с 5-го места на 1-е и выиграл гонку – однако прыгнуть выше головы не смог. Титул вице-чемпиона в 93-м стал тем максимумом, которого можно было достичь…
| |
К 1994 году Айртон имел практически все, чего мог пожелать, – он был молод, влюблен, богат, знаменит и вполне мог прекратить выступления в «Формуле-1». Однако жажда побеждать толкнула его на очередной и, как выяснилось, роковой шаг – Сенна подписывает контракт с Фрэнком Уильямсом, чтобы заменить в его команде ушедшего из гонок Проста. Скрывалось ли за этим желание выиграть негласный спор, стать четырехкратным чемпионом мира, доказать, что он, Сенна, все-таки самый лучший – кто знает? 1 мая 1994 года на 7-м круге Гран-при Сан-Марино в Имоле Сенна поставил трагическую точку в этой истории – его Williams на скорости 220 км/ч сорвался с траектории в повороте Tamburello и врезался в бетонную стену, оборвав тем самым, может быть, самую блистательную карьеру в истории автоспорта, а вместе с ней и жизнь великого бразильца. Ту гонку выиграл Михаэль Шумахер, и это на редкость четко провело границу между двумя эпохами в истории «Формулы-1» – Сенны и Шумахера…