Если купленный у дилера автомобиль – некачественный, потребитель может его обменять на другой. На что еще может рассчитывать и какие правила обязан соблюдать автовладелец в гарантийный период, описано в специальном «Порядке…», который издан Министерством промышленной политики.
| | Если купленный у дилера автомобиль – некачественный, потребитель может его обменять на другой. На что еще может рассчитывать и какие правила обязан соблюдать автовладелец в гарантийный период, описано в специальном «Порядке…», который издан Министерством промышленной политики. |
Право потребителей на покупку качественных товаров оговорено в Законе «О защите прав потребителей». Данный документ обязывает производителя и продавца гарантировать, что проданный потребителю товар будет нормально работать на протяжении определенного срока. Как именно продавец должен обеспечить ремонт или замену автомобиля при выявлении несоответствующего качества, описано в «Порядке гарантийного ремонта (обслуживания) или замены дорожного транспортного средства», принятого приказом Минпромполитики № 721 от 29.12.04 (зарегистрирован в Минюсте 20.01.05). В данном документе четко определены сроки, которые упоминаются в Законе «О правах потребителей» и других нормативных актах, относящихся к ремонту автомобилей. Исходя из них, владелец автомобиля теперь может самостоятельно классифицировать поломки своего автомобиля, которые возникали в гарантийный период, и требовать у продавца их устранения (см. в «Основных терминах…» – «недостаток» и «существенный недостаток»). Если владелец машины выявит существенный недостаток, он имеет полное право по своему усмотрению требовать у продавца или производителя либо замены машины на такую же качественную; либо соответствующего уменьшения цены автомобиля; либо замены его на аналогичный другой модели с соответствующим пересчетом стоимости; или разрыва договора купли-продажи авто. Заметим, что ремонт в данном случае не предусмотрен. Чтобы определить, является ли обнаруженный у машины недостаток существенным, продавец консультируется со специалистами завода-производителя. Если данный недостаток не подтверждается или произошел по вине потребителя, он устраняется за его счет.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Гарантийное обслуживание автомобиля: новый порядок
Если в период действия гарантии произошла поломка (или она обнаружена во время очередного ТО), она устраняется продавцом бесплатно. При этом вышедшая из строя деталь либо ремонтируется, либо заменяется, после чего производится регулировка данного узла. Все работы должны быть выполнены в течение 14 дней или согласно другой договоренности сторон, в противном случае продавец обязан выплатить государству штраф в размере полной стоимости работ.
Споры между потребителями и производителями решаются в территориальных органах по делам защиты прав потребителей Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребполитики или через суд. Законом «О защите прав потребителей» определены существенные штрафные санкции за невыполнение требования потребителя о ликвидации существенного недостатка в товаре. Продавец или производитель может быть оштрафован в размере десятикратной стоимости товара, что в случае с автомобилем измеряется сотнями тысяч долларов.
Основные термины, определенные «Порядком…» |
Гарантийный срок эксплуатации – период, на протяжении которого при условии соблюдения Потребителем требований документации по эксплуатации ДТС гарантируется его использование по назначению и на протяжении которого Производитель (Продавец) выполняет гарантийные обязательства. Гарантийный срок исчисляется с момента покупки автомобиля в месяцах и (или) километрах пробега. Он увеличивается на срок гарантийного ремонта ТС. Срок гарантии на запасные части, установленные во время гарантийного ремонта, заканчивается одновременно с гарантией на автомобиль, если другое не предусмотрено договором. Гарантийный ремонт – комплекс операций по восстановлению исправности и работоспособности ДТС или его составных частей, вызванных недостатками, на протяжении гарантийного срока эксплуатации ДТС. В этом случае используются исключительно рекомендованные Производителем материалы и запасные части. Доставка автомобиля для гарантийного ремонта в ближайший сервисный центр производится за счет продавца или производителя. Недостаток – отдельное несоответствие ДТС требованиям нормативных документов, условиям договоров или требованиям, которые предъявляются к нему, а также информации о ДТС, предоставленной Производителем (Исполнителем, Продавцом). Существенный недостаток – такой недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование ДТС по его назначению, или представляющий угрозу для жизни Потребителя или других людей, либо для устранения которого необходимы большие затраты работы, времени, и проявляющийся неоднократно после устранения. Предпродажная подготовка ДТС – комплекс операций по подготовке ДТС к эксплуатации, а также выявление и устранение недостатков, возникших в процессе его транспортировки и хранения. Техническое обслуживание – комплекс операций по поддержанию работоспособности и исправности ДТС при использовании его по назначению на протяжении гарантийного срока эксплуатации. Производится за плату. Перечень и объем операций технического обслуживания, а также его периодичность устанавливаются Производителем в эксплуатационной документации на ДТС (в частности, в сервисной книжке или в документах, которые ее заменяют). Время начала работ по техническому обслуживанию подлежит согласованию между Продавцом и Потребителем, но не позже трех дней с момента обращения Потребителя. |
|
|
Пример 1 |
Юрий Д. за два года эксплуатации своей Hyundai XG вынужден был трижды произвести капитальный ремонт двигателя. Когда необходимость в ремонте возникла в четвертый раз, Юрий обратился к дилеру для замены автомобиля или возврата денег. Согласно «Порядку…» владелец имеет право потребовать возврата денег в случае существенных недостатков. А таковыми являются «недостатки, для исправления которых необходимы большие затраты труда и времени, а также проявляющиеся неоднократно после устранения». Капитальный ремонт двигателя как раз является такой неисправностью. Если продавец решил, что проблемы с мотором возникли из-за неправильной эксплуатации автомобиля (как произошло в данном случае), потребитель должен обратиться к независимому эксперту (оплата его услуг производится за счет продавца) для определения причины поломки. |
|
|
Пример 2 |
Борис К. обратился на сервисную станцию с жалобой на то, что его Daewoo Sens расходует около 10 л на 100 км, тогда как в руководстве по эксплуатации указано, что расход в городском цикле составляет 8,6 л. Согласно «Порядку…» потребитель имеет право на устранение данной неисправности, поскольку «неисправность – это отдельное несоответствие ДТС …информации о ДТС, предоставленной производителем». Впрочем, если продавец откажет в удовлетворении претензии, чтобы доказать повышенный расход топлива, потребителю предстоит найти эксперта, который по той же методике, что и производитель, проверит несоответствие данной информации. Услуги эксперта оплачивает продавец. |
|
|
Пример 3 |
Александр Д. из Одессы на своем Daewoo Lanos не смог пройти очередное техническое обслуживание из-за болезни отца, к которому ездил в больницу в Москву. Из-за этого на очередное ТО Александр приехал с превышением пробега на 2500 км, и мастер СТО снял его машину с гарантии. В «Правилах…» сказано, что в случае нарушения сроков ТО без уважительных причин потребитель утрачивает право выполнения производителем (продавцом) гарантийных обязательств. В данном случае нашему читателю следует предоставить продавцу или производителю документы, подтверждающие лечение отца в другом городе в конкретный период, а также заявление о данном случае. Если продавец или производитель сочтет данную причину уважительной, он должен произвести ТО и не отказываться от гарантийных обязательств. В противном случае владелец автомобиля может обратиться в суд. |
|
|
Сергей Матусяк
Фото Юрия Нестерова и Владислава Бойко