Автопилот для автомобиля
Как работает круиз-контроль.
| |
Задача круиз-контроля – поддерживать постоянную скорость автомобиля в изменяющихся условиях движения без вмешательства водителя. Первые круиз-контроли (КК) состояли из органов управления (кнопок, клавиш или рычагов, предназначенных для включения и выключения системы), блока управления, вакуумного сервопривода с трубопроводами, электромагнитных клапанов и дополнительного привода дроссельной заслонки.
В общем виде работу круиз-контроля первого поколения можно представить следующим образом. При включении КК система «запоминает», какое разрежение во впускном коллекторе соответствует заданной скорости. Если внешние условия (встречный ветер, спуск или подъем) изменяют скорость автомобиля, меняется нагрузка, а соответственно, и разрежение во впускном коллекторе. Блок управления сравнивает данные и по заданной программе открывает или закрывает дроссельную заслонку. Недостатком такой схемы является не совсем точная и полная реакция на изменение условий движения.
В 80-е годы прошлого столетия с появлением ABS и развитием электроники в круиз-контролях начали использовать сигнал, поступающий на спидометр автомобиля, или сигналы от датчиков ABS. При включении круиз-контроля электронный блок управления (ЭБУ) запоминает скорость в текущий момент (количество импульсов за единицу времени). При изменении скорости ЭБУ дает команду на шаговый электродвигатель, который приоткрывает или прикрывает дроссельную заслонку. Если водитель нажимает на тормоз (в автомобилях с механической коробкой передач – на тормоз или сцепление), круиз-контроль отключается и обороты двигателя снижаются до холостых.
Современные системы КК позволяют водителю увеличить скорость (например, при обгоне), а затем вернуться к заданной ранее величине или специальной клавишей изменить величину заданной скорости. Наиболее совершенными являются так называемый активный круиз-контроль, в конструкцию которого входит специальный встроенный радар, определяющий расстояние до впереди идущего автомобиля, и программы ЭБУ, позволяющие рассчитать безопасное расстояние. Если водитель не притормаживает при появлении впереди автомобиля, движущегося с меньшей скоростью, КК снижает скорость, вплоть до полной остановки.
Есть и определенные ограничения, например, некоторые системы КК включаются при скоростях от 30–40 до 120– 130 км/час. В то же время отдельные особенно активные КК могут работать в более широком диапазоне скоростей – от минимальных в городских пробках до максимальных на загородных шоссе и поддерживать заданную дистанцию.