Электронный дублер
Часто покупатели автомобилей, не понимая назначения системы стабилизации движения (ESP), отказываются от нее в пользу других опций, например кожаной обивки салона, дорогой аудиосистемы или электрорегулировок сидений. Стоит ли так поступать?
Часто покупатели автомобилей, не понимая назначения системы стабилизации движения (ESP), отказываются от нее в пользу других опций, например кожаной обивки салона, дорогой аудиосистемы или электрорегулировок сидений. Стоит ли так поступать? |
Функция ESP (Electronic Stability Programm) – не что иное как электронная программа стабилизации или, как ее обычно называют, система стабилизации движения или курсовой устойчивости. Появилась она в середине 90-х, а первое признание получила в 1997 году после того, как в том числе и с ее помощью решили проблему устойчивости Mercedes А-Klasse.
| |
Каково назначение этой системы? Она вступает в работу в тот момент, когда водитель может потерять или уже потерял контроль над машиной, возвращая ее на заданную траекторию движения. Осуществляется это следующим образом. При вхождении в поворот на завышенной скорости, что влечет начало сноса или заноса, ESP снижает обороты двигателя. Если это не помогает сохранить курсовую устойчивость, задействуется тормозная система. Например, при прохождении левого поворота на большой скорости передние колеса начинают скользить наружу поворота в направлении действия сил инерции. ESP в этом случае притормаживает заднее левое колесо, идущее по внутреннему радиусу поворота. Создаваемый при этом противомомент вращения вокруг вертикальной оси, «закручивает» автомобиль в направлении поворота, придавая ему большую поворачиваемость.
Если при прохождении аналогичного поворота происходит занос задней части автомобиля, ESP активизирует тормоз правого переднего колеса, идущего по наружному радиусу поворота. Таким образом создается момент противовращения, препятствующий боковому заносу. Когда скользят все четыре колеса, ESP самостоятельно решает, тормозные механизмы каких колес должны вступить в работу. Время реакции системы – 20 миллисекунд.
Для распознания потери управляемости автомобиля ЭБУ системы стабилизации движения руководствуется показаниями целого набора датчиков – скорости вращения всех колес (датчики ABS), угла поворота рулевого колеса, скорости вращения автомобиля относительно вертикальной оси и бокового ускорения. Если, сравнивая информацию датчиков поворота руля и вращения вокруг вертикальной оси и бокового ускорения, процессор системы вычислит, что заданная траектория движения отличается от реальной, значит, начался снос или занос. В этом случае электронные «мозги» сначала снижают обороты двигателя, а если этого мало для восстановления устойчивости – активизируют тормозной механизм одного из колес. Исполнительным механизмом ESP является гидромодуль с насосом и аккумулятором давления.
Близнецы-братья
Помимо ESP, в современных автомобилях можно встретить и другие подобные системы: DSC (Dynamic Stability Control) – систему динамической стабилизации, DSTС (Dynamic Stability and Traction Control) – систему динамической стабилизации и управления тягой и др. Созданы они разными производителями, но все подчинены одной цели – в критической ситуации удержать автомобиль на заданной траектории движения. Они отличаются не только названиями, но и эффективностью и возможностями выполнять дополнительные функции.
Разновидности ESP
Bosch создала три поколения ESP, отличающихся функциональными возможностями и скоростью срабатывания. Массово устанавливаются системы первого (ESP) и второго (ESP? plus) поколений. Последняя в качестве опции устанавливается на автомобили с 2002 года, а с 2005-го – на автомобили представительского и бизнес-классов в «базе». Конструктивно ESP? plus отличается от обычной ESP системой управления торможением восьмого поколения, блоком управления и более эффективным насосом с двумя электромагнитными клапанами с аналоговым управлением, которые более точно регулируют гидравлическое давление, особенно в диапазоне ниже 40 бар, что повышает чувствительность тормозной системы.
| |
Нововведения позволили реализовать дополнительные функции для повышения безопасности и комфорта. Например, если водитель резко убирает ногу с педали газа, функция Electronic Brake Prefill мгновенно создает давление в тормозной системе, мягко приближая тормозные колодки к дискам. Если затем водитель нажмет на педаль тормоза, процесс торможения начнется раньше.
Во время дождя активизируется функция Brake Disc Wiping, которая периодически прижимает колодки к дискам, обеспечивая их просушивание. При экстренном торможении это дает максимальную эффективность тормозов. ESP? plus оснащена функцией помощи водителю в плотном транспортном потоке, которая при изменении скорости впереди едущих машин обеспечивает автоматическое торможение вплоть до полной остановки.
На данный момент планируется запуск в серийное производство ESP Bosch третьего поколения – ESP? premium. Как утверждают создатели, она обладает еще большими функциональными возможностями, а еще более эффективные компоненты сделают вмешательство в управление мгновенным и почти неощутимым для водителя.
| |