Что представляют собой современные бронеавтомобили.
| | Защита людей или ценностей в автомобиле всегда была важной задачей. Что же представляют собой современные бронеавтомобили, кто их изготавливает и как? |
Бронированные автомобили в настоящее время используются либо для перевозки ценностей, либо для обслуживания VIP-персон. Если на инкассаторских авто наличие брони можно определить по внешнему виду, то легковушки чаще всего оснащают скрытым бронированием.
Изготовители
Во всем мире существуют специализированные компании, которые выпускают бронированные варианты своих автомобилей на специализированных производственных участках или дочерних предприятиях. Как правило, это лимузины представительского класса или инкассаторские машины – например, Mercedes, Audi и соответствующие варианты «Нивы» (ВАЗ-21213) и «Надежды» (ВАЗ-2120). Также существует возможность дооснастить бронезащитой уже выпущенные серийные модели. В Украине, например, такую услугу предоставляет киевский завод НПО «Практика», правда, не для всех автомобилей, так как действует ограничение: машина должна выдерживать увеличенную нагрузку, поэтому чаще всего бронируют мощные джипы.
Технологии
Первым этапом всегда является изучение требований заказчика. Специалисты обычно спрашивают, какое оружие может быть использовано для нападения, чтобы определить необходимый класс защиты и подобрать материалы для бронирования. На этом этапе разработчики могут порекомендовать и тип автомобиля, способного нести на себе броню. Это немаловажно, так как масса защитных материалов при максимальном классе бронирования может достигать 900–1000 кг, и далеко не каждый автомобиль с такой нагрузкой справится.
Следующий шаг – выбор шасси и других узлов. Как правило, для броневика заказывают усиленные подвеску и тормоза, самый мощный из предлагаемых для модели двигателей и специальные шины с системой Run on Flat, которые не боятся потери давления. Далее автомобиль поступает на предприятие для бронирования.
Материалы
Наибольшей популярностью в Украине пользуются баллистическая сталь, пулестойкое поликарбонатное стекло и арамидные материалы от зарубежных производителей – SSAB (Швеция), Isoclima (Великобритания), Thyssen Krupp (Германия), Royal Ten Cate Group и Crystal Company B.V. (Нидерланды).
Лобовые стекла сложной формы для легковых автомобилей обычно заказывают у зарубежных компаний, а плоские могут изготавливаться и на отечественных предприятиях.
Гарантии
Как правило, гарантия на выполненные работы составляет один год или 20000 км пробега. В банковских структурах такие автомобили обычно используются семь лет, после чего заменяются. Причем иногда банк покупает лишь новое шасси, а броню берет от старой машины, что несколько уменьшает общую стоимость.
Следует помнить, что бронированный автомобиль – это только один из элементов системы защиты. Он уменьшает вероятность неблагоприятного исхода при вооруженном нападении, но не может защитить от неграмотных действий тех, кто защищается. Главное – работа службы безопасности в комплексе, которая должна спрогнозировать возможность нападения, уметь выйти изпод огня, применить средства защиты, адекватные степени опасности. Например, в кремлевском ГОНе (гараже особого назначения), обеспечивавшем перевозку высших чинов КПСС и правительства, водители лимузинов ЗИЛ-114 могли на этих огромных и, казалось бы, неповоротливых автомобилях ездить в управляемом заносе, делать «полицейские развороты» и прочие трюки, чтобы уйти от нападения.
Классы защиты
В разных странах действуют собственные стандарты, которые классифицируют тип защиты автомобиля.
| ДСТУ 39752000 (Украина) |
Класс защиты | Тип оружия | Описание пули | Дистанция, м | ПЗСА1 | Пистолет Макарова (ПМ) | Пуля со стальным сердечником в стальной оболочке | 5,0±0,5 | ПЗСА2 | Пистолет Токарева (ТТ) | Пуля со стальным сердечником в стальной оболочке | 5,0±0,5 | ПЗСА3 | Автомат АК74 | Пуля со стальным сердечником в стальной оболочке | 10,0±0,5 | Автомат АКМ | Пуля со стальным сердечником в стальной оболочке | 10,0±0,5 | ПЗСА4 | Автомат АК74 | Пуля с закаленным сердечником в стальной оболочке | 10,0±0,5 | Винтовка СВД | Пуля со стальным сердечником в стальной оболочке | 10,0±0,5 | ПЗСА5 | Автомат АКМ | Пуля с закаленным сердечником в стальной оболочке | 10,0±0,5 | ПЗСА6 | Винтовка СВД | Пуля с закаленным сердечником в стальной оболочке | 10,0±0,5 | ПЗСАРм | Охотничье ружье, гладкоствольное 12 калибра | Свинцовая пуля без оболочки | 10,0±0,5 |
|
| Европейский стандарт EN 1063 Ballistic Standards |
Класс | Тип оружия | Характеристика пули | Дистанция, м | Калибр | Тип | BR 1 | Винтовка | 22 LR | L/RN | 10 | BR 2 | Пистолет | 9 mm Luger | FJ/RN/S/C | 5 | BR 3 | Револьвер | 357 Magnum | FJ/CB/SC | 5 | BR 4 | Револьвер | 44 Magnum | FJ/FN/SC | 5 | BR 5 | Винтовка | 5.56х45 | FJ/PB/SCP1 | 10 | BR 6 | Винтовка | 7,62х51 | FJ/PB/SC | 10 | BR 7 | Винтовка | 7,62х51 | FJ/PB/HC1 | 10 | Условные обозначения типа пули: L – свинец; CB – конусный наконечник; FJ – пуля с металлической оболочкой; HC1 – стальной твердый сердечник массой 3,7 г; RN – круглый наконечник; SC – мягкий сердечник (свинцовый); SCP1 – мягкий сердечник (свинцовый) со стальной вставкой; PB – остроконечная пуля; FN – тупой наконечник. |
|
Александр Ландарь
Фото автора, Андрея Яцуляка и НПО «Практика»