Робот человеку друг
Похоже, производство автомобилей вскоре будет обходиться без людей. Например, на заводе Kia в Словакии уже сейчас весь кузов машины сваривают роботы.
Похоже, производство автомобилей вскоре будет обходиться без людей. Например, на заводе Kia в Словакии уже сейчас весь кузов машины сваривают роботы. |
Новый автозавод Kia, что возле города Жилина в Словакии, – самое молодое и одно из наиболее современных автосборочных предприятий в Европе. Его официальное открытие состоялось 24 апреля 2007 г., хотя первая продукция сошла с конвейера еще прошлым летом. В чистом поле, под красивейшими горами, корейцы за полтора года соорудили завод, вложив в него более миллиарда евро. И хотя внешне строения напоминают складские помещения, внутри размещено высокотехнологичное производство автомобилей и двигателей.
Люди, где вы?
Войдя в один из цехов предприятия, ощущаешь какую-то нереальность происходящего. Первая мысль – я попал на съемки очередной части фильма «Матрица». На огромной территории, разделенной сетчатой оградой на несколько зон, совершает свои замысловатые манипуляции целая армия роботов. Своими щупальцами каждый берет какую-то деталь, разворачивает ее, как бы рассматривая, а затем прикладывает к верстаку, чтобы другой робот ее приварил. Потом деталь передается в другие «руки», и операция повторяется до тех пор, пока из набора железок не получится узнаваемая деталь – каркас кузова, дверь или крышка багажника. Так выглядит процесс производства в полностью автоматизированном цеху сварки кузовов, где «трудятся» 310 роботов. Правда, в отличие от «киношного мира», их контролируют люди, причем всего несколько человек.
Другие участки автоматизированы не полностью, но все же довольно значительно. Например, в цеху штамповки ручной работы тоже немного, хотя все выглядит не настолько фантастично. Здесь роботы делают свое дело не так заметно, но не менее эффективно – из-под двух прессовочных линий выходит около 60 разновидностей кузовных панелей. Готовые детали проверяются специальной оптической трехмерной системой, позволяющей выявить даже минимальные дефекты на поверхности. Почти полсотни роботов задействованы в покраске кузовов, но журналистов на этот участок не пускают. И дело даже не в секретности, а в особых требованиях к соблюдению чистоты процесса производства.
Люди здесь!
Самый трудоемкий участок на любом автомобильном заводе – сборочный конвейер. Но и здесь ручной работой не злоупотребляют. На сборке задействованы всего 550 человек, а роботам поручили операции, требующие особой точности или недюжинной силы. Например, огромный манипулятор прямо на конвейере монтирует в машину торпедо, а чуть дальше несколько роботов слаженно клеят на автомобиль лобовое и заднее стекла.
Где действительно работает много людей – так это на этапе проверки готовой продукции. Хотя высоким уровнем роботизации гарантируется высочайший уровень качества (ведь машина не ошибается, она может только выйти из строя), проверка качества выполняется на всех этапах производства, и особенно тщательно – на заключительном. Каждый специалист отвечает за свой участок работы и делает отметки в паспорте машины. А два из каждых 100 выпущенных автомобилей проверяются «по особой программе», включая ходовые испытания.
Зачем так много роботов?
Итак, уровень роботизации на заводе Kia в Словакии действительно впечатляет. Внедрение автоматических линий дает производителю несколько преимуществ. Кроме экономии на заработной плате, которая в Словакии по европейским меркам не очень высока (около 800 евро в месяц), роботизация дает уверенность в высоком и постоянном качестве продукции. Ведь, чтобы закрепиться на европейском рынке, Kia приходится соответствовать или даже опережать требования местных потребителей. Например, на выпускаемую здесь модель cee`d в Старом Свете дается гарантия в 7 лет или 150 тыс. км. Еще одно преимущество автоматизации – значительная гибкость производства. Пока на заводе собирается только одна модель – пятидверный хэтчбек cee`d, но уже в текущем году здесь запустят «трехдверку» и универсал, а также Sportage и, возможно, еще одну, пока еще «секретную» модель. И если на заводах с большей долей человеческого труда для каждой модели приходится перестраивать или переоборудовать некоторые цеха, то данное оборудование легко перенастроить на выпуск семи различных автомобилей.
Таким образом, на предприятии в Жилине, где в три смены трудятся 400 роботов и 3000 человек (штат доукомплектуют к 2010 году, когда выйдут на проектную мощность в 300 тысяч машин ежегодно), будет сходить с конвейера один автомобиль в минуту. Причем на каждого работающего здесь человека будет выпускаться по 100 автомобилей в год*. Ведь большую часть операций выполняют роботы…
| |
| |
| |