
С оглядкой на Запад
Недавно у нас с приятелем возник спор на тему дизайна советских автомобилей. Он мне доказывал, что все они скопированы с иностранных аналогов и ничего своего у нас никогда не было. Так ли это? А как же «Победа», 21-я «Волга»…
![]() | |
| |
![]() |
Ford Fairlane Town Sedan | ГАЗ-21 |
Mercury Monterey Two-Door Hardtop |
Формирование собственной автомобильной промышленности в СССР шло по двум направлениям. Первый отечественный грузовик АМО-Ф-15 был лицензионной копией итальянского Fiat 15 Ter. А вот первая серийная легковушка создавалась на основе технической документации, переданной нам по соглашению с Генри Фордом. Тесное сотрудничество при строительстве завода в Нижнем Новгороде и приобретенные у компании Ford лицензии на долгие годы предопределили развитие отрасли. Фактически вся довоенная продукция «ГАЗа» строилась с оглядкой на американские аналоги. Что же касается «Победы», то здесь историки продолжают жаркие споры. Конструктивно «Победа» была огромным шагом не только в советском, но и в мировом автопроме. А если учесть, что автомобиль создавался в тяжелых условиях войны, то остается только низко поклониться ее создателям. Главная проблема советского автопрома всегда заключалась в отсутствии гибкости в принятии решений. Многие перспективные разработки из-за косности мышления чиновников так и остались нереализованными. В итоге к середине 50-х годов прошлого века советский автопром вновь оказался в роли догоняющего. Упомянутая 21-я «Волга», при всей любви к ней, очень напоминала продукцию Ford, а «Москвич-402» – собирательный образ британских малолитражек. Дальше – больше. Хотя изредка все же появлялись оригинальные модели. Например, микроавтобусы ЗИЛ-118 «Юность» и РАФ-2203 «Латвия».