Мальтийский заповедник
Остров Мальта сегодня хорошо известен как центр туризма и популярный курорт. Но это еще и Клондайк автомобильных редкостей – настоящий остров сокровищ. Не случайно визитной карточкой страны является изображение старинного автобуса.
Остров Мальта сегодня хорошо известен как центр туризма и популярный курорт. Но это еще и Клондайк автомобильных редкостей – настоящий остров сокровищ. Не случайно визитной карточкой страны является изображение старинного автобуса.
Если в Италии «все дороги ведут в Рим», то на Мальте все автобусные маршруты стекаются в столицу – город Валлетта. Здесь, у ворот Порто Реале, устроен крупнейший автобусный терминал: вокруг известного фонтана «Тритон» снуют одновременно до полусотни машин. Да каких!
Автобусы Мальты – явление совершенно уникальное. Поражает обилие их моделей, многообразие и оригинальность внешних форм.
Сегодня на маршрутах все еще исправно работает немало колоритнейших машин, выпущенных в 50–70-е гг. прошлого века. В большинстве своем они изготовлены местными кузовостроительными фирмами – в единичных экземплярах или малыми сериями. Компаний этих на острове набиралось с десяток: Barbara, Brincat, Debono, Casha, Zammit и др.
Шасси позаимствованы от разных моделей автобусов и грузовиков, в том числе «бэушных». Чаще всего это «англичане»: AEC, Bedford, Leyland, а также менее распространенные Albion, Dennis и др. Правда, несколько шасси собраны на самой Мальте фирмами Maltеse Docks, Balleys, Zammit и Maltese Bedford.
В 70-е годы началась «смена декораций»: на Мальту стали ввозить из Англии автобусы в полностью собранном виде, с кузовами британских фирм. Крупными партиями поступали машины Leyland Tiger, AEC Swift, Bedford Plaxton и др.
В итоге местные кузовостроители не выдержали конкуренции, и их фирмы тихо скончались. Лишь позже, уже в самом начале нынешнего века, появился новый мальтийский производитель – Scarniff. Его продукция – низкопольные автобусы большой вместимости, построенные на шасси MAN и Volvo.
В это же время (2001–2004 гг.) автобусный парк Мальты стали назойливо разбавлять вездесущие «китайцы» – низкопольники King Long. В конце прошлого года на внутренних маршрутах Мальты работало 498 машин, причем 69 из них были родом из Поднебесной – то есть практически каждая седьмая.
Среди новых «пришельцев» – экзотический греческий автобус «Афина» фирмы Saracakis, а также турецкие BMC и даже польские Solaris. Так что «молодежь» наступает, но «старички-бодрячки» тоже пока держатся прекрасно.
Не верь глазам своим!
Все маршрутные автобусы Мальты выкрашены в фирменный желтый цвет. Но крыша у них белая – дань жаркому климату «солнечного острова», как и вечно открытые или даже отсутствующие двери. На машинах красуются крупные эмблемы и логотипы известных фирм-производителей. Но, люди, будьте бдительны: это нередко самодеятельность перевозчиков, которым ничего не стоит на автобус, скажем, фирмы AEC наклеить эмблему фирмы Leyland с симпатичным изображением тигра. Как говаривал Козьма Прутков, если на клетке со слоном видишь надпись «буйвол», не верь глазам своим!
Музейные редкости
На Мальте, в городе Куавра есть неплохой музей легковых автомобилей – Malta Classic Car Collection. Среди 70-ти его экспонатов затесалась и парочка интересных мини-пикапов. Один из них – на базе малолитражки Morris Minor 1000 конца 40-х гг. А другой – модификация популярнейшего автомобиля Mini. Эта грузовая версия выпускалась довольно долго: с 1961 по 1978 год. Всего было изготовлено 58179 машин.
Еще один музей – Malta Aviation Museum, расположенный недалеко от города Моста, на территории бывшей военной авиабазы. Там в ангаре можно увидеть редкий автомобиль времен Второй мировой войны – Standard 14HP. Этот легкий фургон, созданный на базе легковушки, служил в RAF – в Королевских ВВС Великобритании. А рядом с ним красуется знаменитый джип Willys MB в версии для воздушно-десантных войск.