Оптимальный вариант
Может ли периодичность техобслуживания повлиять на ресурс двигателя?
Автопроизводители регламентируют периодичность замены масла (из расчета сохранения его свойств) в смешанном режиме эксплуатации автомобиля в нормальных условиях (хорошие дороги, качественное топливо, низкая запыленность воздуха, равнинный рельеф местности и т. п.). Если машина поставляется на рынок страны с иными дорожными условиями, то параметры периодичности ТО изменяют с учетом вышеупомянутых особенностей. Однако при этом далеко не всегда учитывают, что к перечисленным негативным факторам может прибавиться еще несколько, например, очень неблагоприятный режим движения в пробках stop&go, который также заметно снижает ресурс масла. Почему? Давайте размышлять.
Город – трасса
Для начала такой пример: ресурс двигателей автомобилей, которые эксплуатируются в основном на междугородных трассах, иногда в несколько раз выше, чем у тех, которые не покидают городских улиц. В городском режиме движения в отличие от загородного на порядок чаще приходится останавливаться и трогаться с места, многократно переключая передачи и раскручивая двигатель до определенных оборотов. При этом рабочие поверхности деталей – стенки цилиндров, поршневые кольца, юбки поршней и др. – испытывают повышенное давление, что и приводит к ускоренному износу деталей. Чтобы минимизировать износ их рабочих поверхностей, любой ДВС оснащен системой смазки, которая, собственно, и должна этому противостоять. Но почему же она не защищает от износа? Чтобы понять это, давайте копнем глубже. Существуют несколько факторов, обуславливающих данную особенность. Во-первых, в городском режиме эксплуатации дальность поездок короче, поэтому количество пусков мотора всегда больше, а это режим, в котором из-за нехватки масла двигатель подвергается интенсивному износу. Во-вторых, мотор работает в режиме значительных знакопеременных нагрузок, при более высоких температурах и разжижении масла обогащенной топливо-воздушной смесью. А это приводит к ускоренному окислению, т. е. старению моторного масла, когда оно теряет свои свойства и не обеспечивает эффективную защиту от износа. Эти процессы усугубляет еще и третий фактор: детали цилиндро-поршневой группы, кривошипно-шатунного механизма и др. в условиях городских пробок совершают намного больше перемещений (движений), чем при таком же пробеге по трассе. Если говорить более точно, то объем работы, который выполняет двигатель в городе, иногда равноценен двукратному пробегу автомобиля по загородной трассе.
Пока в Украине можно найти только одно моторное масло, специально созданное в Германии под жесткие условия эксплуатации, – Bizol Green Oil. Оно не требует сокращения интервалов замены. |
Выход из ситуации
Как же снизить вероятность ускоренного износа в городских условиях? Есть три пути. Первый – самостоятельно сократить интервалы техобслуживания, но при этом нужно будет переплачивать за выполнение работ и фильтры, а кроме того, придется потерять больше времени. Второй – применять моторное масло, которое специально создано под такие жесткие условия эксплуатации и не требует сокращения интервалов замены. Такое масло существует в ассортименте продукции немецкого бренда Bizol – это Green Oil, которое уже продается в Украине. Третий вариант – в процессе эксплуатации автомобиля пользоваться услугами лаборатории, в которой можно проверить состояние масла. В этом случае возникают неудобства с необходимостью регулярного (каждые 2 тыс. км после 5 тыс. км пробега) отбора масла и его доставки в лабораторию, услуги которой также не бесплатные. Какой из этих вариантов выбрать – решать вам.
Расход топлива
Косвенно судить о повышенной механической и тепловой нагрузке на двигатель можно по среднему расходу горючего в разных условиях. В городе он, естественно, выше. А чем больше сгорает топлива, тем больше выделяется тепла и возрастают механическая нагрузка на детали двигателя и силы трения между ними, что ухудшает свойства масла и приводит к интенсивному износу деталей.
Электронный дегустатор
Периодичность замены масла может определять электронный блок управления двигателя. В зависимости от технологичности этой функции в конкретном автомобиле рекомендации могут даваться на основании:
- пробега автомобиля;
- пробега автомобиля и количества холодных запусков;
- пробега автомобиля и показаний датчика качества масла.
Характер работы деталей двигателя (VW 1,6 MPI) при пробеге 100 км | |||
Режимы эксплуатации | Город | Смешанный цикл | Трасса |
Средняя скорость движения, км/ч | 30 | 60 | 100 |
Средние обороты, об/мин | 1 800 | 2 300 | 3 000 |
Количество ходов поршня | 720 000 | 460 000 | 360 000 |
Количество оборотов коленвала | 360 000 | 230 000 | 180 000 |