Что нужно знать, покупая б/у автомобиль: В лабиринте автобазара
К покупке подержанного автомобиля все подходят по-разному, но сам процесс выбора машины имеет некоторые тонкости, о которых полезно знать каждому.
К покупке подержанного автомобиля все подходят по-разному, но сам процесс выбора машины имеет некоторые тонкости, о которых полезно знать каждому.
Сегодня на рынке подержанных автомобилей господствуют перекупщики. Причем иногда машина проходит через руки двух, трех и даже четырех посредников. Многие из них стремятся уменьшить пробег путем скручивания спидометра: был случай, когда машину, наездившую 580 тыс. км, продавали с пробегом 140 тыс. км.
При этом у каждого перекупщика своя «философия». Одни стараются «подмарафетить» авто, устранив явные изъяны самым дешевым способом, другие, наоборот, считают, что «вылизанная» машина отпугивает покупателей свежей краской и отполированным кузовом, которые могут маскировать сквозные дыры в металле, закрытые стеклотканью и шпатлевкой. А еще – гнилые пороги, задутые монтажной пеной и также зашпаклеванные и закрашенные. Некоторые перекупщики настолько изобретательны, что могут на короткий срок реанимировать даже убитый двигатель и «поющие» агрегаты трансмиссии. Так что будьте начеку! Все машины старше пяти лет стоит тщательно проверять в каком-либо диагностическом центре, где смогут измерить толщину краски, заглянуть в бортовой компьютер для сверки пробега с тем, который на спидометре, и т. д. Кстати, определить перекупщика не так уж сложно. Достаточно спросить, какие шины стоят на машине, сколько им лет, какие узлы и детали недавно менялись. Если продавец путается в «показаниях», вероятно, это перекупщик, поэтому очень внимательно изучите машину.
Где искать авто
Наиболее оптимальный вариант, если продавцы – родственники, знакомые, коллеги. При этом вероятность приобрести «сюрприз» в железном кузове минимальна. Иначе сначала следует искать варианты на специализированных интернет-сайтах, например, www.avtobazar.ua (220 тысяч актуальных предложений), куда информация попадает наиболее оперативно. Но следить за сайтами нужно постоянно, так как их очень активно «мониторят» перекупщики, чтобы сразу же прибрать к рукам хорошие машины. Далее идут специализированные бумажные СМИ, например, каталог «Автобазар», где еженедельно выходит около 10 тысяч объявлений. Есть еще площадки по продажам «бэушной» техники, но они невелики, и чтобы найти то, что ищете, придется много ездить. Огромный выбор машин – на авторынках, но здесь их стоимость нередко завышена.
Целевое назначение
Перед выбором конкретного экземпляра определитесь, для каких целей вам нужен автомобиль. Если для поездок по городу без перевозки объемного багажа, не стоит смотреть в сторону больших авто, так как они менее удобны при маневрах и более прожорливы, т. е. выше затраты на их обслуживание. Если ваш выбор – SUV, а доводом в его пользу является больший дорожный просвет, то здесь не всегда целесообразно покупать машину с полноприводной трансмиссией. Иногда лучше потратить меньшие деньги на хорошие зимние шины, а не покупать дешевые, которые сделают неподвижным в снегу даже SUV с полноприводной трансмиссией. Для дальних поездок более удобны и безопасны большие легковые автомобили D-, E-классов, а любителям выездов на природу лучше покупать внедорожник. Какой именно – SUV или полноценный вездеход – это зависит от ваших предпочтений. Но помните – на SUV полный привод даже на относительно серьезном бездорожье может оказаться бесполезным, так как из-за перегрева межосевой муфты он отключится.
Силовой агрегат
Каждая модель, как правило, выпускается с несколькими вариантами двигателей и трансмиссий – среди них есть как более, так и менее надежные. И если вы цените свое время и финансы и не являетесь работником автосервиса, выбирайте более надежные агрегаты. Кстати, узнать, какие двигатели и КП надежнее, можно на форумах в Интернете, а также в статьях о подержанных авто, публикуемых в «Автоцентре». Что касается типа мотора – бензиновый или дизельный, то здесь следует руководствоваться назначением автомобиля. Для постоянной езды на дальние расстояния желателен дизель, а для небольших пробегов переплачивать незачем. К тому же после 150 тыс. км дизель может потребовать дорогостоящего ремонта. Конечно, с точки зрения экономии хороши машины с ГБО, но если вам предлагают такую, нужно обязательно проверить состояние двигателя.
Если вы планируете после покупки автомобиля установить на него ГБО, следует учитывать, что не все моторы адаптированы для работы на газе. Так, у некоторых современных японских агрегатов «хитрые» системы изменения фаз газораспределения работают с ГБО неадекватно, у Subaru c моторами без гидрокомпенсаторов после перехода на газ придется каждые 30 тыс. км регулировать клапанные зазоры, а для этого двигатель необходимо снимать с опор, что довольно дорого. Моторы с непосредственным впрыском топлива хотя и можно оборудовать ГБО, но оно намного дороже обычного, да еще и не каждое способно корректно работать с ЭБУ бензинового впрыска. Поэтому устанавливать нужно надежное оборудование, проверенное многолетней эксплуатацией.
Узлы
При покупке автомобиля с пробегом свыше 100 тыс. км следует помнить, что многие детали его подвески очень скоро могут потребовать замены: стойки-втулки стабилизаторов, сайлент-блоки рычагов или рычаги в сборе, рулевые тяги, тормозные диски и др. После 200 тыс. км в этот список войдут опоры двигателя, шаровые опоры и т. д. Хотя ресурс всех этих запчастей зависит от конкретной марки и модели. Кроме того, авто, выпущенные в различных уголках мира, имеют разную репутацию. Например, самыми надежными считаются «немцы» и «японцы», затем «французы», «корейцы», а далее – «итальянцы», «американцы», российские и китайские модели. Хотя из каждого правила есть исключения.
Автомобиль с пробегом больше 200 тыс. км нуждается в постоянном текущем ремонте, на который требуется 500–5000 грн. в месяц в зависимости от марки и класса.
Комплектация
Подержанную машину тоже хочется купить в максимально хорошей комплектации, но следует руководствоваться разумной сдержанностью. Например, системы безопасности, подогрев сидений, зеркал и стекол, кондиционер (климат-контроль) – полезны. А, скажем, омыватель фар (если нет «ксенона»), сервопривод крышки багажника, складывающиеся зеркала заднего вида и другие не особо востребованные опции, которые могут создавать проблемы, не так необходимы. Лучше обойтись без них, чем впоследствии тратить время и деньги на поиск запчастей и устранение поломок. Но не забудьте спросить продавца о наличии второго комплекта шин (зимних или летних) – обычно его отдают вместе с машиной.
Обратите внимание
Выбранную машину следует продиагностировать, чтобы проверить, в каком состоянии основные узлы и агрегаты двигателя. Если обнаружены неисправные узлы или признаки их скорой поломки – перед покупкой узнайте цены запчастей и стоимость их замены, чтобы впоследствии стоимость ремонта не стала для вас сюрпризом (см. стр. 42).
Где проводить диагностику автомобиля
- В независимом диагностическом центре, например, в лаборатории диагностических экспертиз «Автологистика» или на авторынке «Столичный».
- На дилерской станции (где не обслуживалось авто и без учета рекомендаций продавца).
- У знакомых специалистов.
Признаки большого пробега
- Стертые накладки педалей.
- Протертое водительское сиденье.
- Литые диски пожелтели и имеют много сколов.
- Из-за множества царапин лакокрасочное покрытие кузова стало матовым.
- Следы многократных рихтовок колесных дисков.
- Стерта рифленая микроструктура на руле и рычаге КП.
- Нечеткое включение передач.
- Ватный, тугой ход педалей.
- Съеденные коррозией задние тормозные диски.
- Сильно поцарапанные и затертые пластиковые накладки на порогах салона.
- В местах завальцовки металла.
- На стыках, где полностью удалить ее не удастся.
- Вздувшаяся краска.
- У кромок стекол.
- У ключей и отверстий под стеклоочистители и дверные ручки.