Из-за нечестной конкуренции в тендерных закупках школьных автобусов бюджет Украины недополучает миллионы
Процесс приобретения школьных автобусов за бюджетные средства через cистему публичных закупок Prozorro, увы, не всегда прозрачен. Виной всему является нечестная конкуренция, которая ставит участников торгов в неравные условия и, более того, порой и вовсе исключает их из процесса. И тому свежайший пример – тендер Департамента образования и науки Львовской облгосадминистрации на закупку школьных автобусов в количестве 23-х штук.
Один из участников – торговый дом «Эталон-Авто» был дисквалифицирован за то, что подал сертификат типа, в котором на было указано одного из технических требований Заказчика. Это наличие пневматического привода основных боковых дверей и механического привода для двери запасного выхода. Оказывается, в данном сертификате на соответствие типа транспортного средства, утвержденном приказом Министерства инфраструктуры № 521 от 17.08.2012, вообще нет такого понятия как конструкция дверей.
Тем не менее, «Эталон-Авто» указал на соответствие этому требованию в справке и в письме – двух других документах, помимо сертификата, которые Заказчик выбрал для подтверждения соответствия выдвинутым требованиям к школьным автобусам. Однако тендерная комиссия отклонила предложение «Эталон-Авто». А Антимонопольный комитет на поданную жалобу вынес решение о том, что поданные данным участником торгов три обязательных документа противоречат друг-другу.
В итоге в тендере участвовали два представителя одного производителя. В результате при бюджете закупки 40 млн 700 тыс. грн победило предложение в 43 млн 239 тыс. 300 грн., то есть фактическая экономия составила всего 460 тыс. грн. А торговый дом «Эталон-Авто» намерен был выйти на торги со стартовой ценой 37 млн 858 тыс. грн. В этом случае экономия превысила бы 5 млн грн.
Вадим Шкарупин
Директор Торгового Дома «Эталон-Авто»
По нашим прогнозам, если бы была открытая конкуренция на торгах по школьным автобусам, то только в этом году бюджет, а точнее все мы, то есть налогоплательщики, могли бы сэкономить порядка 100 – 120 млн грн.
И тому пример четыре недавних тендера. В Кировоградской области при бюджете 18,5 млн фактически торги закончились на цифре 16 млн (экономия 2,5 млн)., в Днепре – 46,25 млн и 41,2 млн соответственно (экономия 5 млн грн), в Черновцах – 19,4 млн и 16,5 млн (почти 3 млн экономии), а в Запорожье при начальном бюджете 44 млн грн. победил участник со ставкой 36 млн (экономия 8 млн грн.). Таким образом на четырех торгах, не считая Львова, экономия составила 16 млн грн.
Алевтина Уперенко
Адвокат
Мы по-прежнему считаем, что решение АМКУ является неправомерным, так как «Эталон-Авто» предоставил все необходимые документы для подтверждения технических требований заказчика. Согласно законодательству, сертификат типа не содержит информации о конструкции дверей, поэтому информация, указанная в справке и сертификате никак не может противоречить друг другу, а может только дополнять друг друга. Аргументы, приведенные АМКУ на подтверждение своего решения, мы считаем несостоятельными.
Агия Загребельская
Основатель платформы «Лига Антитраста»
Спасибо торговому дому «Эталон-Авто». Я реально очень счастлива, что я в Украине в 2021 году вижу бизнес, который решает свои проблемы на тендерах не с помощью конвентов, не походами в Антимонопольный комитет или ища каких-то там «решал», а открыто отстаивая свою позицию. И как по мне это очень правильно, цивилизованно и так должно быть.
К сожалению, очередной тендер прошел нечестно. Мог ли Анимономольный комитет поступить иначе? Конечно мог. Так, отметим, что еще в 2019 году мы наблюдали существенно изменение позиции АМКУ от формализма к более существенному подходу. Мы видели, что разные члены коллегии по-разному трактуют нормы. Коммуницируют публично о том, что надо руководствоваться здравым смыслом, а не тем, что написано.
Соответственно, если ссылаться на новую позицию членов АМКУ, то здравый смысл как раз свидетельствует о том, что три документа, которые требовал заказчик, были предоставлены и каждым из этих документов технические качественные и количественные характеристики были подтверждены. Соответствует ли автобус требованиям заказчика? Конечно отвечает.
Что значит для компании проиграть один тендер, второй или третий? Это конечно не проблема, когда можно взять свой товар – школьный автобус и пойти продавать его на частном рынке. Другое дело, когда у тебя основной потребитель это – государство в лице государственных органов, органов местного самоуправления, которые закупают значительное количество продукции. А если одна из трех-четырех компаний попадают в так называемую немилость, то она может просто оказаться на грани банкротства, потому что ее конкуренты будут получать много подрядов, а она будет пасти задних. И пасти задних не потому, что ее автобусы плохие, а потому, что у чиновников сегодня есть определенный фаворит.
Очень важно, чтобы АМКУ на будущее учел эти свои ошибки. Важно, чтобы для бизнеса эта практика была последовательной и прогнозируемой.