Какие автомобили показали на Old Car Land 2021 в Киеве
Экспозицию Old Car Land 2021, по традиции разместившуюся на территории Государственного музея авиации, открывала эффектная коллекция представительских автомобилей, выпущенных в разные годы.
Автомобили партийной элиты
Прежде всего нужно назвать ветерана ЗИС-110, который выпускался с 1945 по 1958 год. Внешне автомобиль почти точно копировал Packard 180 модели 1942 года, да и конструктивно был близок к «американцам».
Впервые в отечественном автостроении автомобиль получил переднюю независимую подвеску, одометр, гидравлические стеклоподъемники и радиоприемник. Семиместный лимузин оснащался рядной 6-литровой «восьмеркой» в 140 л. с. и достигал скорости 140 км/ч – такое уж совпадение цифр. Всего было выпущено 2083 автомобиля.
На стенде были показаны и представительские автомобили ЗИЛ более позднего выпуска. Модель ЗИЛ-114 впервые в отечественном автопроме имела трехконтурные дисковые тормоза, по лицензии фирмы Girling, откидной руль и электростеклоподъемники. Автомобиль выпускался в 1967 – 1977 гг. и постоянно обновлялся. Каждая машина собиралась вручную. Всего было сделано 113 экземпляров. Двигатель V8 (6,95 л) развивал 300 л. с. Коробка передач – автоматическая. Максимальная скорость – 190 км/ч.
На фестивале показали два ЗИЛ-114: ранний 1971 года выпуска (шасси №16) и поздний – 1977 года (шасси №102). Последний, под индексом 114Е имеет фары в рамках, ячеистую решетку радиатора, иные крылья и другую заднюю часть со светотехникой.
Был показан также и ЗИЛ-115, хотя по сути это переходная модель – ЗИЛ-114Н. Интересно, что 30 таких машин были изготовлены в 1978 году специально для обслуживания гостей Олимпиады-80. Нового двигателя в 315 л. с. еще не было, поэтому использовали старый от ЗИЛ-114.
Конечно же, не обошлось на стенде и без представительских автомобилей «Чайка». Здесь демонстрировалась модель ГАЗ-13, которая выпускалась в 1959 – 1978 гг. и была изготовлена в количестве 3179 штук. Автомобиль с явно выраженным американизированным дизайном, правда уже устаревшим, имел двигатель V8 (5,5 л) в 195 л. с. и развивал 160 км/ч.
Не избежала американского влияния и следующая «Чайка» – ГАЗ-14, по сути, скопированная с модели Chrysler Imperial. Опытный образец появился в 1967 году, а в серию машина пошла только 10 лет спустя. Интересно, что самый первый автомобиль, вишневого цвета, был подарен в декабре Леониду Брежневу, на день рождения, к его 70-летию. Двигатель V8 (5,5 л) развивал 220 л. с. Максимальная скорость – 175 км/ч. Всего было выпущено 1120 автомобилей.
В экспозиции также присутствовала престижная «Волга» ГАЗ-3102. Самый первый экземпляр этой машины был собран на коленке еще в 1973 году, но на конвейер она пошла только в 1981-м. Первоначально она предназначалась для партийно-хозяйственной номенклатуры и выпускалась в количестве около 3000 ед. в год. 4-цилиндровый двигатель объемом 2,44 л и мощностью 105 л. с. обеспечивал максимальную скорость в 150 км/ч. На фестивале был представлен автомобиль выпуска 1993 года, на которой ездил директор Южноукраинской АЭС.
В экспозиции присутствовал и автомобиль чехословацкого производства – представительская модель Tatra 613. Двигатель воздушного охлаждения у нее был расположен сзади, из-за чего у нас эти машины шутя называли «Большим Запорожцем». Машина разрабатывалась с 1968 года, а в серию пошла в 1974-м. Примечательно, что элегантный кузов разработало известному итальянское ателье Vignale. Мотор V8 (3,5 л) развивал 165 л. с. и разгонял автомобиль до 190 км/ч. Представленная машина 1976 года выпуска принадлежала выдающемуся украинскому оперному певцу Владимиру Гришко.
Замыкал ряд представительских автомобилей микроавтобус ЗИЛ-3207 «Юность» 1994 года выпуска. Эти машины производились с 1991 по 1998 гг. и предназначались для обслуживания правительственных делегаций. Показанная на Old Car Land 2021 машина (шасси №72) в свое время была закреплена за правительственным санаторием в Форосе, во времена президента Украины Леонида Кучмы.
Модель «Юность» длиной 6,84 м вмещала 16 пассажиров и оснащалась двигателем V8 (7,0 л) мощностью 180 л. с., работающим в паре с автоматической КП. Максимальная скорость – 140 км/ч.
Европейские раритеты
На фестивале было представлено большое количество легковых автомобилей, произведенных в разное время различными европейскими производителями. Одна из них – Mercedes-Benz 230 SL 1965 года выпуска (кузов W113) получила Гран-при – главную награду фестиваля. Это первенец знаменитого семейства автомобилей спортивного типа, куда входили с 1967 года также модели 250 SL и 280 SL.
Индекс SL расшифровывается как Super Light («сверхлегкий»), так как капот, двери и крышка багажника были изготовлены из алюминия. Модель 230 SL имела «шестерку» рабочим объемом 2,3 л мощностью 150 л.с. и могла развивать 195 км/ч. Интересно, что Mercedes-Benz впервые предложил на автомобилях такого типа автоматическую коробку передач (опция). Представленная на выставке модель имеет оригинальную съемную жесткую крышу. Эти машины также выпускались и с брезентовом верхом. Всего в 1963 – 68 гг. выпущено 19 831 автомобиль модели 230 SL.
Первым автомобилем фирмы Peugeot, созданным после Второй мировой войны, являлась модель 203. Примечательно, что в 1949- 1954 гг. это был единственный автомобиль марки, находящийся на производстве. На фестивале она была отмечена призом за лучшую реставрацию иностранного автомобиля. Мотор в 1,3 л (42-45 л. с.) обеспечивал скорость 120 км/ч. До февраля 1960 года изготовили 700 тыс. машин.
Модель Citroen DS 23 была самой мощной в легендарной гамме DS и достойно ее завершила. Модели семейства DS отличались неповторимым дизайном и получили неофициальное название «Акула». Они оснащались оригинальной гидропневматической подвеской, позволяющей измерять клиренс в широких пределах.
Двигатель модели DS 23 рабочим объемом 2,3 л и мощностью 141 л. с. разгонял машину до 188 км/ч. На фестивале Old Car Land 2021 она завоевала приз в номинации «Автомобиль-киногерой», поскольку снималась в ряде фильмов, в том числе в знаменитой ленте «Фантомас». Всего за 20 лет до 1975 года включительно было выпущено 1 млн 455 тыс. 746 автомобилей семейства DS.
Приз фестиваля в номинации «Редкий автомобиль» получила спортивная машина Autobianchi A-112 в доработке известной итальянской фирмы Abarth. Машина 1975 года выпуска оснащена двигателем рабочим объемом 0,9 л в 70 л. с. Для участия в спортивных соревнованиях она оборудована трубчатым каркасом и ковшеобразным сиденьем пилота.
Как отметил президент Киевского городского автомотоклуба, известный украинский гонщик Сергей Малик, в этом году планируется участие автомобиля в соревнованиях «Гонка наций», проводимой Международной автомобильной федерацией (FIA). А в следующем году машина примет участие в историческом ралли «Монте-Карло».
Интересный автомобиль Trabant 601 выпускался в бывшей ГДР на заводе в городе Цвиккау с 1983 года. Его далекий предок, модель P70 (1956 г.) имела пластмассовый кузов – впервые в мире в этом классе. Такой же кузов получили и наследники – автомобили Trabant (по-нем. «спутник»), названные так в честь запуска первого в мире искусственного спутника Земли.
На модели Trabant 601 был установлен двухтактный 2-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения рабочим объемом 594 см куб. и мощностью 26 л. с. Максимальная скорость составляла 105 км/ч. На фестивале были показаны обе кузовные версии: 2-дверный седан и 3-дверный универсал.
Легкие развозные автомобили были представлены на фестивале одной из самых массовых моделей такого типа – Volkswagen Transporter T2, причем в версии микроавтобуса на 8 мест. Машины семейства дебютировали в конце 1967 года и их ряд включал также грузовые фургоны на 0,8 – 1,0 т и грузопассажирские версии.
В разные годы на них устанавливался в корме бензиновый «воздушник» рабочим объемом 1,6 – 2,0 л и мощностью 40 – 70 л. с. Максимальная скорость у грузовиков была 90 км/ч, а у микроавтобусов 95 – 105 км/ч. Всего на июль 1979 года было выпущено около 3 млн автомобилей VW T2, а в Бразилии их производство продолжалось ло 2013 года.
Приз в номинации «Автомобиль-легенда» на фестивале получила модель Bentley S2 выпуска 1959 года. Автомобиль принадлежал британскому семейству Мак-Кордов, которое затем переехало в США. И там машину переделали на леворульную. Глава семейства был членом предвыборного штаба будущего президента США Джона Кеннеди. А сын его, потерявший слух после бомбежки Лондона в годы Второй мировой, стал основателем системы сурдоперевода и проработал у трех президентов США.
Bentley S2 впервые в истории фирмы получил двигатель V8. Рабочий объем его составлял 6,2 л, а мощность – около 200 л. с. Коробка передач была автоматическая, 3-ступенчатая HydraMatic от General Motors. Максимальная скорость составляла 180 км/ч. В 1959 – 62 гг. было изготовлено 1920 таких автомобилей.
Made in USA
На фестивале было представлено большое количество автомобилей, произведенных в США. Приз за самый старый автомобиль получил знаменитый Ford T по прозвищу «Крошка Лизи» выпуска 1912 года. Ford T был первым массовым автомобилем своего времени и его – впервые в мире стали собирать конвейерным способом. 4-цилиндровый мотор имел рабочий объем 2,9 л и мощность 20 л с. Автомобиль мог достигать скорости 80 км/ч.
Ford T находился на производстве с октября 1908 года по май 1927 года. За 19 лет было изготовлено 15 млн 007 033 автомобиля. Этот мировой рекорд продержался долгие годы и был побит только 19 января 1978 года, когда появился автомобиль Volkswagen Beetle c порядковым номером 16 255 500.
Приз «Культовый автомобиль» получила на фестивале модель Pontiac Catalina – одна из четырех т. н. полноразмерных моделей марки Pontiac, которые производились в 1965-66 гг. На них устанавливался двигатель V8 рабочим объемом 6,4 л в 256 л. с. или 6,9 л в 356 л. с. Максимальная скорость составляла соответственно 180 или 195 км/ч. Всего было выпущено 518 985 таких машин.
Дебютантом фестиваля стал автомобиль DeSoto Custom 1949 года выпуска, о котором подробно мы уже рассказывали. Это была уже вторая представленная на слете машина данной, довольно редкой у нас, марки. Первой являлась модель DeSoto S6, выпущенная в 1939 году, которая уже не раз демонстрировалась на фестивале.
Премьерой фестиваля также стал гость из Беларуси – автомобиль Pontiac Silverstreak 8 выпуска 1950 года. Рядный 8-цилиндровым мотор, отличающейся особой плавностью в работе, имеет рабочий объем 4,4 л и коробку-автомат HydraMatic – одну из первых, применяемых на американских автомобилях.
Интересной особенностью машины является противосолнечный козырек с линзой, который позволял проецировать сигнал высокорасположенного светофора на лобовое стекло. Интересной деталью экстерьера была фирменная фигурка в виде головы индейца на капоте, оборудованная подсветкой.
Эхо прошедшей войны
Сравнительно небольшую, но интересную группу представляли на выставке образцы автомототехники, изготовленной в конце 30-х – начале 40-х гг. Подобные машины применялись в период Второй мировой войны, а после нее разными путями попадали в нашу страну.
Военно-историческая группа 701st Ordnance Light Maintenance Company Living History, которая занимается поиском и восстановлением техники армии США периода Второй мировой войны, представила отлично отреставрированный джип Forf GPW (типа Willys MB) и редкую санитарную машину Dodge WC54. Последняя получила приз «Лучший грузовик» фестиваля.
Кроме того, группа показала сделанные со знанием дела копии американского 1,5-тонного грузовика Chevrolet G7117 (4х4) и колесного бронетранспортера Scout М3А1 (4х4).
Армейскую автотехнику Германии времен Второй мировой представляла лучшая легковая машина в составе вермахта – Volkswagen 82 (4×2). Это детище знаменитого конструктора Фердинанда Порше имела характерный открытый кузов, за которое получило прозвище Kubelwagen («автомобиль-лоханка»). Оппозитный 4-цилиндровый «воздушник», установленный в корме, имел рабочим объем 985 см куб и развивал 23,5 л. с., а с марта 1943 года – 1131 см куб. и 25 л. с. В 1940 – 44 гг. было выпущено 50 435 таких машин.
Одним из массовых немецких автомобилей 30-х гг., которые тоже применялись в вермахте, был Opel 2.0 Liter. Он имел 6-цилиндровый мотор в 36 л. с. и развивал до 100 км/ч. В 1934 – 37 гг. было изготовлено 52 594 машины.
Лучшим мотоциклом фестиваля Old Car Land был признан BMW R75. Это модель тяжелого класса, с коляской, была специально разработанная для вермахта. Она имел привод не только на заднее колесо, но и на колесо коляски, что повышало проходимость. Имелась также передача заднего хода. Оппозитный двухцилиндровый двигатель объемом 746 см куб. развивал 26 л. с. Максимальная скорость составляла 95 км/ч. В 1940-44 гг. выпустили 16 510 таких мотоциклов.
Конечно же, на фестивале не обошлось без самого массового отечественного грузовика 30-х гг. – легендарной «полуторки» ГАЗ-ММ. Всего до 1949 года было выпущено 397 821 таких машин.
По традиции на фестивале демонстрировался броневик БА-64Б на базе джипа ГАЗ-67 с двигателем 54 л. с. Машина выпускалась с 1 сентября 1943 года и была модернизацией модели БА-64, производимой с апреля 1942 года. В башне был установлен пулемет ДТ (7,62 мм), толщина брони составляла 7 – 11 мм. По май 1945 года было изготовлено 4272 бронеавтомобиля БА-64Б.
Сделано в Украине
На выставке был представлен первый украинский малолитражный автомобиль ЗАЗ-965 «Запорожец». Машина с порядковым номером 185 является старейшей из числа сохранившихся до наших дней. О ней мы уже подробно рассказывали.
Премьерой фестиваля стал легковой автомобиль «Лань» с кузовом из стеклопластика, представленный YouTube каналом «Кузница тест-драйв». Машина была изготовлена на Северодонецкой авторемонтной базе в 1972 году. Именно там, в 1963 – 67 гг. выпускался известный микроавтобус «Старт» – тоже с пластмассовым кузовом. «Лань» была последней машиной из серии 11 разных легковых автомобилей, выполненных на общем шасси и имеющих уникальный стеклопластиковый кузов. Дизайн автомобиля выполнен в стиле американских моделей 1967-68 гг.
В конструкции машины использованы компоненты различных отечественных автомобилей. Двигатель 1,5 л взяли от «Жигулей». Передние и задние мосты, а также панель приборов заимствованы от «Москвича 408», бамперы, передние сиденья и задние фонари – от ЗАЗ-966. Стояночный тормоз использован от «Волги».
Богатую коллекцию представил на фестивале YouTube канал Oleg AC, возглавляемый авторитетным исследователем украинской мото- и велотехники Олегом Омельницким. Она была удостоена приза «Лучшая экспозиция легкой мототехники».
Прежде всего нужно назвать первенца Киевского мотозавода – легкий мотоцикл К-1Б «Киевлянин» выпуска 1949 года. Такие машины производились с 1946 по 1951 год и являлись копией немецкой модели Wanderer SP1. Они имели двигатель рабочим объемом 97,7 см и мощностью 2,3 л. с. Максимальная скорость составляла 50 км/ч. Всего было изготовлено 30 тыс. таких машин. Этот мотоцикл был отмечен призом фестиваля – «Мотолегенда».
Кроме этого раритета на стенде насчитывалась еще целая дюжина интересных экспонатов. Среди них – первый в СССР мотовелосипед ХВЗ В-901 1959 года выпуска, который производился на Харьковском велозаводе в 1958 – 62 гг. Демонстрировалась также гамма машин и от Львовского веломотозавода, в том числе первый мотовелосипед ЛВЗ В-902, выпускавшейся в 1958 – 63 гг. Была на стенде и одна из наиболее удачных львовских моделей – ЛМЗ МП-048 «Верховина 3» (1970 – 72 гг.), а также ряд моделей «Карпаты».
В экспозиции фестиваля также можно было увидеть интересный украинский хот-род «Апач». Машина изготовлена в американском стиле 30-40-х гг. В ней использованы компоненты различных автомобилей. Мотор заимствован от «Волги» ГАЗ-24-10, решетка радиатора – от джипа ГАЗ-67Б, передняя балка взята с китайского грузовичка, а кабина – с полноприводного ЗИЛ-157, которая была занижена на 10 см. Диван позаимствовали с 21-й «Волги», а диски колес от ГАЗ-69 расширили под 265-ю резину. Фары взяты от трактора МТЗ, а воздушный фильтр – от сеялки John Deere.
Приз за лучший сохранившийся отечественный автомобиль получил ГАЗ-21Р Волга 1967 года, которую представил Анатолий Шумский – президент Украинского автомобильного клуба (УАК) и известный коллекционер.