Доплата за утилизацию старых авто помогает не всем
При покупке нового автомобиля потребитель, который имеет в своем гараже машину старше 8-10 лет (в зависимости от страны), получает скидку в размере от 1000 евро (Франция) до 2500 евро (Германия) в обмен на старую, менее экономичную, модель. Стоит отметить, что эта идея возникла в Германии, где компенсации начали выдавать в начале 2009 года, а первые результаты были получены уже в феврале в виде роста рынка на 22%. После этого опытом Германии воспользовались другие страны.
Ниже приведена таблица, в которой указаны темпы роста автомобильного рынка в нескольких станах Европы, использующих данную схему, и тех, которые ее на вооружение не взяли.
Страна | Наличие программы | Сумма компенсации, EUR | % роста рынка в марте 2009 | % роста рынка в апреле 2009 |
Германия | + | 2500 | 39,9 | 19,4 |
Франция | + | 1000-5000 | 8,0 | -7 |
Италия | + | 1500 | 0,2 | -7,5 |
Словакия | + | 1500 | 18,2 | 43,5 |
Польша | отмена НДС | 22% | 2,5 | 2,4 |
Великобритания | – (с 18.05) | 2200 | -30,5 | -24 |
Испания | удешевление кредитов | – | -38,7 | -45,6 |
Литва | – | – | -69,9 | -74,4 |
Исландия | – | – | -91,5 | -88,4 |
Таким образом, наблюдаем ситуацию, в которой премия за утилизацию аффективно действует в мощной Германии и скромной Словакии. В других странах программа произвела краткосрочный эффект либо же не получила значительного позитивного результата. Хотя в странах, которые не использовали такую форму стимулирования, спад зафиксирован куда более угрожающий.
Интересно будет наблюдать за Великобританией, в которой программа начала действовать лишь несколько дней назад. Благодаря отмене НДС и девальвации злотого, небольшими темпами наращивает объемы реализации Польша. Вследствие курсовой разницы автомобили в этой стране дешевле, нежели у соседей. По некоторым данным, каждый 10-й автомобиль, проданный в Польше в апреле 2009 года, приобретен немцем.
В минорном ладу остается состояние автопрома в Украине, так как наше правительство вместо внедрения механизмов стимуляции лишь увеличивает налоги да импортные пошлины, усложняя жизнь и дилерам, и автопроизводителям, и простым потребителям. В таких условиях вряд ли стоит надеяться на быстрое возрождение былых показателей.