ВР предлагает повторно повысить штрафы за перегруз. А какие штрафы в Штатах?
16 сентября 2020 г. Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект, усиливающий ответственность перевозчиков и вводящий новые штрафы за перегруз. Ключевой момент – введение санкций за нарушение весовых параметров всех участников перевозок – от водителей до владельцев транспорта и грузоотправителей. Цель законопроекта – обеспечение украинских дорог от преждевременного разрушения.
Это второе обновление законодательства в сфере грузоперевозок. Первое было введено в действие 25 сентября 2019 года. Тогда штрафы уже существенно повысились. Так, за 5-10-ти процентное превышение установленных норм (на 2-4 тонны) предполагался штраф в размере 8500 грн. По курсу на сентябрь того года это было около 340 у.е. За 10-20% штраф удваивался, а свыше 20% (8000 кг) размер санкции составлял 34 тыс. грн. ($1360). Кроме этого, за незаезд на весовой контроль водителя могли наказать на 3400 грн. или лишить прав на 3-6 мес.
Новый законопроект предусматривает ответственность грузоотправителя, заведомо внесшего неправдивые данные о весе груза в товаротранспортную – 34000 грн. Что является справедливой мерой – в нашей стране перевозчику далеко не везде дана возможность взвеситься перед выездом на дорогу. Кроме того, расширена линейка возможных превышений установленных норм: до 2% (800 кг) – 1700 грн., от 2 до 5 процентов (800 – 2000 кг) – 5100 грн., далее почти всё осталось как в существующем варианте от 2019 года. Лишь добавили ещё одну планку – за перегруз свыше 30% (12 т) предполагается штраф в размере 51000 грн. (что-то около 1900 у.е.). И самый пикантный момент – санкция за неостановку на весах приравнена к самой высокой санкции за перегруз – все те же 51 тыс.
Насколько справедливыми являются данные меры в сравнении с другими цивилизованными странами? Давайте возьмём для примера Соединённые Штаты Америки – страну, в которой профессия дальнобойщика является чуть ли не самой массовой: по разным данным, в Америке в перевозках задействованы от 3,5 до 5 млн. человек.
Как организован весовой контроль в США?
Весовые станции существуют в Америке давно и расположены они везде – только стационарных пунктов взвешивания более пятисот. В основном они находятся на скоростных автомагистралях на границах штатов и в районах крупных городов. Есть они и на второстепенных дорогах – как правило, на значительных перекрёстках и на въездах-выездах из штата в штат. Некоторые из них работают круглосуточно, другие – по собственному, неведомому водителям, графику. Мобильные весовые комплексы – исключение.
Информация о том, работают весы или нет, подаётся водителю с помощью электронных табло, расположенных за пару миль до станции. Если на табло светится надпись «OPEN» («ОТКРЫТО») – водитель коммерческого автомобиля обязан заехать на весы. Штрафы за игнорирование этого требования, в зависимости от штата, могут колебаться нескольких тысяч долларов до 12 месяцев тюрьмы. И даже в этом случае взвеситься придётся по-любому. Потому что догонят, вернут, а потом накажут за незаезд и за перегруз.
Иногда на участке дороги непосредственно перед заездом на весовую расположено оборудование, взвешивающее на ходу. Если грузовик имеет незначительный по массе груз или совсем пустой, автоматика это определяет и даёт «BYPASS» – сигнал, разрешающий водителю на весы не заезжать. Это экономит время перевозчикам и DOT-ишникам – служащим Департамента Транспорта (аналог Укртрансбезпеки).
В случае крупного нарушения выезд перегруженного грузовика на дорогу не разрешается. Пока вес не будет снижен до допустимого уровня. А как разгружать автомобиль, тем более если он под таможенным контролем – это проблемы перевозчика. Фура остаётся в отстойнике весового комплекса до тех пор, пока проблема перегруза не будет решена.
Как проверить в Америке вес грузовика?
Грузоотправитель не несёт ответственности за перегруз. Только перевозчик. Юридическая практика показывает, что притянуть отправителя груза к ответственности удаётся крайне редко. Почему? Да потому что в Америке существуют широкие возможности проверить вес автомобиля самостоятельно ещё до заезда на контрольную станцию. Для этого многие паркинги для дальнобойщиков – здесь они называются трак-стопами – имеют сертифицированные весы, например, фирмы САТ. Услуга не бесплатная, первое взвешивание стоит 10-15 долларов, повторное – $1-2. Для чего повторное? Дело в том, что американские стандарты автопоездов предусматривают подвижные задние тележки в полуприцепах и сцепные устройства в тягачах. Сделано это для того, чтобы водитель при нагрузке, близкой к максимальным значениям, имел возможность отрегулировать положение седла и осей прицепа таким образом, чтобы не было перегруза ни на одну группу осей. И если подвижное седло мало что решает, то оси американского полуприцепа можно двигать взад-вперёд в диапазоне 2-3 м, распределяя равномерно нагрузку между тягачом и трейлером. Это тем более важно, т.к. разрешённая полная масса пятиосного автопоезда в США составляет всего 80000 фунтов – чуть более 36 тонн (в Украине и Европе – 40т.)
Штрафы за перегруз
Теперь перейдём непосредственно к теме штрафов. Соединённые Штаты Америки – это страна с федеральным устройством, поэтому каждый штат имеет свою систему наказаний за перегруз. В целом системы штрафов можно разделить на три группы.
- Штрафы с фиксированной суммой, имеющие прогрессивную шкалу в зависимости от степени перегруза – чем больше перегруз, тем больше сумма штрафа. Привожу таблицу в качестве примера для сравнения:
Перегруз: в фунтах | в килограммах | штраф |
до 2000 фунтов | До 909 кг | $73 |
2001 – 2500 | 910 – 1136 кг | $166 |
2501 – 3000 | 1137 – 1363 кг | $200 |
3001 – 3500 | 1364 – 1590 кг | $303 |
… | ||
17501 – 18000 | 7955 – 8181 кг | $2978 |
18001 – 18500 | 8182 – 8409 кг | $3070 |
Эти штрафы применяются как к превышению общей допустимой массы автопоезда, так и к нагрузке на группу осей. Там, где больше перегруз (на общую массу или на ось) – относительно этого и применяется штраф.
Если сравнить с украинскими штрафами, то степень наказания, казалось бы, почти сопоставимая с американской. Так, за 900 кг перегруза украинский дальнобойщик заплатит около $60 (1700 грн.), за 2000 кг -$180 (5100 грн.), а за 8т – более $1200 (34000 грн.). Но есть одно «но» – американские судебные издержки и прочие расходы вроде госуслуг. Например, в Калифорнии штраф за 1000 фунтов перегруза (455 кг) составляет всего 20 долларов, но вместе со всеми расходами придётся заплатить $175. А за перегруз в 2 тонны – $175 чистого штрафа + расходы = $753. Другие штаты не имеют таких судебных издержек, но конечный штраф, как правило, в два раза больше, чем изначальная сумма.
- Другая система начисления штрафов состоит из двух частей: фиксированного штрафа и определённой суммы в центах – от 4 до 30 центов за каждый лишний фунт. В этом случае перегруз на 10000 фунтов (4545 кг) будет стоить $2000 фиксированного штрафа плюс по $0,20 за каждый лишний фунт (10000 х 0,20 = 2000), итого $4000.
- Третья система добавляет только центы за лишние фунты – также по прогрессивной шкале – без фиксированной части штрафа. В подобных случаях, например, за те же 10000 фунтов (4545 кг) потребуется заплатить по 10 центов за фунт, итого – $1000. Это значительно меньше, но не стоит забывать о судебных и прочих издержках, способных удвоить конечную сумму.
В добавление к вышесказанному необходимо отметить, что повторное нарушение в течение года дополнительно удваивает штраф, а также может привести к приостановке лицензии или регистрации транспортного средства на короткий срок. А если водитель является одновременно владельцем грузовика, ему в случае частых рецидивов грозит тюремный срок (за перегруз!) до 6 месяцев! Если же водитель наёмный, то выписывается одинаковая сумма штрафа как на водителя лично, так и на компанию-владельца.
Какие ещё полномочия есть у служащих весовых комплексов?
Кроме взвешивания, весовщики имеют право проверить у водителя все документы от водительского удостоверения до всевозможных лицензий и дозволов. Проверка соблюдения режима работы и отдыха шофёра также относится к компетенции DOT (Department of Transport). Надёжность крепления груза, в особенности на открытых платформах, техническое состояние автомобиля – от правильной работы «дворников» и лампочек до степени износа резины и тормозных колодок, наличие огнетушителя и масляных потёков в моторном отсеке – в Америке всё контролируют эти ребята на весах. Основная задача данной службы – не сохранение дорог, а безопасность на дорогах. У нас же «Укртрансбезпека» отчиталась, что за январь-август 2020 года собрали 81 млн. грн. А это почти 3 млн. у.е.