В Украину поставили первый тягач Scania на метане
Решение завести в Украину первый седельный тягач Scania с двигателем на сжатом газе связано с глобальной тенденцией сохранения окружающей среды и поиска экологических решений для большегрузного транспорта. Scania давно работает в этом направлении, но в 2016 году с запуском нового поколения грузовиков, Scania разработала новую стратегию, которая лежит в основе всей жизнедеятельности компании.
Стратегия базируется на трех основополагающих принципах: – энергоэффективность, альтернативные виды топлива и электрификация, интеллектуальные решения.
Сегодня Scania предлагает довольно обширный модельный ряд двигателей на альтернативных видах топлива. Это природный газ (выбросы СО снижены на 15%), биогаз (на 90%), биодизель (на 85%), HVO (на 90%), биоэтанол (на 90%), гибридная силовая установка (на 90%) и электротяга (количество CO2 снижается на 98%).
Для рынка Украины наиболее актуальным является природный газ.
Итак, первая в нашей стране Scania G410 CNG оснащена 13-литровым двигателем нового поколения стандарта Евро-6 мощностью 410 лошадиных сил. Машина предназначена для магистральных перевозок на дальние расстояния и уже успешно прошла тест-драйв по отечественным дорогам Украины в составе груженого, 40-тонного автопоезда. Немаловажно, что для сервисного обслуживания таких тягачей было закуплено соответствующее оборудование.
Модельный ряд газовых двигателей Scania состоит из двух моторов. Это 9,0-литровый, мощностью 250 л. с., предназначенный для работы по городу, в том числе для коммунальных служб. Неслучайно он может устанавливаться на машины с низкопольной кабиной Low Cab.
Второй мотор имеет рабочий объем 13 л и может работать на сжатом газе CNG, сжиженном газе LNG, а также на биогазе.
На поставленном в Украину тягаче R410 CNG появились обязательные опции. Машина комплектуется исключительно коробкой передач с автоматизированной системой переключения Opticruise, дополнительной тормозной системой Scania Retarder и дисковыми тормозами.
Важное преимущество газового двигателя в том, что здесь отсутствует система очистки выпускных газов SCR, то есть отпадает необходимость в заправке AbBlue. А известная по дизельным машинам система EGR используется здесь для уменьшения температуры воспламенения воздушно-топливной смеси, снижения детонации и очистки выпускных газов. Отметим, что в выхлопе газового двигателя нет серы и сажи, что положительно сказывается на ресурсе двигателя.
В нашем случае мотор развивает 410 л. с. и максимальный крутящий момент в 2000 Нм при 1000 – 1300 об/мин. Это на уровне дизельных двигателей. Без дозаправки машина может проехать до 500 км.
Конструкторы в новом поколении двигателей сделали много чего, чтобы довести их тяговые показатели до дизельных собратьев. В частности был установлен двойной набор инжекторов, дабы
увеличить скорость наполнение воздуха в цилиндрах. Это повышает качество топливно-воздушной смеси, что обеспечивает большую эффективность и повышает
крутящий момент на низких оборотах.
Преимущество тягача R410 CNG ещё и том, что его двигатель работает на 50% тише дизельного – уровень шума снижен на 3 дБ.
Для машин на сжатом газе предусмотрены баллоны трех
типоразмеров: объемом 80, 95 и 118 л. Они установлены в двух кассетах, по 4 штуки с каждого борта. Каждая кассета в заполненное состоянии весит около 800 кг.
Баллоны могут быть из композитных материалов – они имеют меньший вес. Для украинского рынка были выбраны стальные – более прочные, а значит более безопасные.
Эти баллоны прошли тесты R110, то есть они выдерживают прямое попадание пули 12-го калибра, а также взрыв ручной гранаты Ф-1.
Такие баллоны также не боятся открытого огня и падения с двухметровой высоты.
Что же касается процесса регистрации газовых тягачей Scania, то он такой же, как и у дизельных машин. Потребуется только два дополнительных документа. Один касается проверки баллонов – в данном случае баллоны Scania имеют сертификат срока службы 20 лет. И второй документ – о прохождении курса техники безопасности при работе с газовым оборудованием.