Итоги автомобильного рынка Украины за 2009 г., перспективы его развития в 2010-м
В 2009 году наши соотечественники ездили на ZAZ Lanos, а в году 2010 хотели бы ездить на Opel Insignia.
(Подробнее об «Авторейтинге'2009» и «Автомобиле года в Украине'2010»).
Столь значимое событие, как «Автомобиль года в Украине'2010», позволило состояться еще одному – не менее значимому. Сразу по окончании церемонии награждения победителей акции основные игроки автомобильного рынка Украины обговорили итоги ушедшего года и перспективы развития рынка в году наступившем.
По словам Олега Омельницкого, директора компании AutoConsulting, весь 2009 год на украинский авторынок давил сток автомобилей, оставшихся на складах с прошлого года. Рынок сокращался, тогда как в Европе программы поддержки спроса позволили удержать cитуацию и нарастить продажи, обновить автопарк новыми экологическими машинами. Украинский авторынок был зажат курсовыми колебаниями и отсутствием кредитования. В 2008 году мы занимали 7 место в Европе, а в 2009-м – скатились на 14-е и оказались отброшены фактически в 2003 год. Это был год выживания.
Всплески реализации объясняются масштабными распродажами. Лидеры рынка, кроме АвтоВАЗа, менялись помесячно в течение всего года. К концу года доминировать стали корейские бренды. Еще не произошло резкого смещения спроса в сторону бюджетных автомобилей, на что повлияли распродажи автомобилей. Итоговые цифры показывают, что доля авто А класса увеличивается. Сокращается С-класс и подклассы дорогих внедорожников и минивенов.
В начале 2009 года кредитование сузилось до 3%. Летом 2009 года его возобновили лишь некоторые банки, и доля подскочила до 6%, тогда как в прошлые года кредитование доходило до 50%. К концу года продавалось в кредит около 8%. Успех тех или иных брендов на рынке обеспечивало именно кредитование. Ключевым моментом для выживания для дилеров в регионах будет Trade-in.
Олег Назаренко, генеральный директор ВААИД считает, что состояние украинского автомобильного рынка угрожающее. Он прогнозирует развитие и рост рынка только при реализации в стране нескольких факторов. Во-первых, должна развиваться вся экономика, от состояния которой будет зависеть развитие и автомобильного рынка. Во-вторых, должна возродиться система автокредитования, но не банками, а автопроизводителями. Украина должна быть политически стабильна. И, по мнению господина Назаренко, для развития авторынка законодательство не должно ограничивать импорт автомобилей.
С ним не согласен Ефим Хазан, вице-президент, исполнительный директор Ассоциации «Укравтопром», который считает, что одна из главных проблем 2009 года – это значительное сокращение квалифицированного персонала. Он отметил, что автопроизводители будут лоббировать введение пошлины на ввоз автомобилей в страну хотя бы на 1 год. Значительного роста рынка не ожидается, однако полномасштабное производство будет развиваться.
Отвечая на главный вопрос, которым задаются все украинские потребители, намеревающиеся купить автомобиль, подешевеют ли автомобили в Украине, автопроизводители заявили, что удешевление производимых у нас машин, нереально. Повышение затрат на производство и рост курса не позволит это сделать. Уж точно автомобили не подешевеют в долларовом эквиваленте, а если курс снизится, в гривневом эквиваленте они подешеветь могут.