Ответы на вопросы о шипованных шинах: Правда о шипах
Зимние шины – шипованные и под ошиповку – требуют специальных знаний не только при выборе, но и при эксплуатации.
Зимние шины – шипованные и под ошиповку – требуют специальных знаний не только при выборе, но и при эксплуатации.
Шаг 1. Нужны ли шипованные шины?
Вопрос о целесообразности покупки шипованных шин возникает у многих автомобилистов. Например, у новоиспеченных водителей, которым предстоит первая зима за рулем, а также у тех, кто часто ездит по дорогам, где удержаться без шипов сложно, а добраться до требуемого места просто невозможно (к дому на холме, в гараж с заездом на подъем и т. п.). Еще одна категория – любители зимних путешествий на автомобиле.
Шаг 2. Если да, то какие?
Итак, какие шипованные шины приобрести? Поскольку мы сами испытываем шины, можем смело утверждать, что купить хорошие зимние покрышки можно только на основании результатов тестов этой продукции. Причем не обязательно ориентироваться только на шину, занявшую первое место. Вполне хорошие характеристики имеют и модели, оказавшиеся на второй и третьей позициях. Лидеры наших тестов за последние два года – Bridgestone Noranza 2 Evo, Continental ContiIceContact, Michelin X-Ice North (XIN2), Nokian Hakkappeliitta 7, Nordman 4. Стоит отметить, что шипы на эти шины устанавливают их производители, выбирая самый оптимальный вариант и соблюдая правильную направленность шипов с нетрадиционной формой сердечника и корпуса. Кстати, шина Continental ContiIceContact имеет вклеенные шипы, которые лучше защищены от выпадания.
Шаг 3. Покупать с шипами или шиповать самостоятельно?
Подобный вопрос возникает, если из вышеупомянутого списка ничего не подошло или не нашлось. По нашему опыту тестирования шипованных шин отметим, что к нам на испытания очень редко попадали шины с правильно подобранными шипами. В основном продавцы ставят самый дешевый однофланцевый шип (1) или неправильно подбирают многофланцевые, из-за чего те болтаются в отверстиях протектора, не выполняя своей главной функции – вгрызаться в лед и цепляться за его поверхность. В результате тормозной путь на льду у таких шипованных шин порой больше, чем у хороших фрикционных. Так что шины лучше ошиповать самому, а точнее, найти шиномонтаж с необходимым оборудованием и самостоятельно подобрать шипы под отверстия купленных покрышек. Наиболее оптимальный вариант – грибообразный шип (2). За счет утолщения в верхней части он меньше «ложится спать» при действии продольных и поперечных сил, а значит, лучше выполняет свою функцию.
Шаг 4. Предостережения
Автовладельцу следует помнить о некоторых особенностях эксплуатации шипованных шин. Нет, здесь мы, по примеру наших отцов и дедов, шиповавших советские всесезонные шины, не говорим о якобы увеличенном тормозном пути «ошиповок» на асфальте. Сегодня величина тормозного пути на асфальтированных дорогах больше связана с рецептурой резиновой смеси и особенностями рисунка протектора, а не с наличием шипов. Во-первых, шипованные шины требуют аккуратной обкатки, чтобы шипы уселись в своих гнездах. А это пробег 500–1000 км на невысоких скоростях (до 70 км/ч), без интенсивных торможений (по возможности), резких разгонов и маневров. Во-вторых, чтобы шипованные шины служили дольше, забудьте об агрессивном стиле езды на асфальте. В-третьих, шипованные шины требуют более частой балансировки, так как изнашиваются неравномерно, да и шипы иногда выпадают. В-четвертых, по мере износа высота выступающей части твердосплавного сердечника в некоторых конструкциях шипов уменьшается, поэтому сцепные свойства на обледенелых поверхностях ухудшаются. Это характерно для шипов, в которых неудачно подобран материал корпуса и сердечника, из-за чего они изнашиваются непропорционально. И если «ошиповка» уже отъездила две зимы и больше, на льду нужна осторожность.
Евгений Сокур Владелец Ford Fiesta ST Выбирая зимнюю резину, я ориентировался лишь на арктический шипованный вариант. И хотя живу в столице, подъезд к моему дому находится на подъеме, который в зимнее время никто не чистит, и автомобили быстро превращают его в ледяную горку. К тому же хорошо помню свой первый опыт, когда, пытаясь сэкономить, я приобрел тайваньскую резину под ошиповку и оснастил шину шипами в одном из специализированных центров. Получилось действительно бюджетно, но… Шины прекрасно работали в снегу, однако от них не было пользы на льду. К тому же ко второй зиме более 60% шипов на передних колесах попросту выпало. В следующий раз я остановился на Nokian Hakkapeliitta 5. Как показала прошедшая зима, выбор оказался правильным. Заводская ошиповка куда предпочтительнее. Ни одного шипа за зиму я не потерял. Конечно, с шипованными шинами нужно пересмотреть свой стиль вождения. Пробуксовки, особенно на асфальте, способны быстро уничтожить даже самую лучшую шипованную шину. Что касается вождения, то даже на обледенелой дороге контроль над машиной фантастический, именно поэтому в аналогичную модель я обую и свой, уже другой, автомобиль – Nissan Patrol.